Какими бывают формы для гипса и как с ними работать?
Гипс известен как материал послушный, благодарный, в обработке податливый. Те, кто с ним работают, знают эту магию превращения смеси во что-то красивое, а главное, рукотворное. И формы для гипса разных видов и вариаций увеличивает творческие возможности мастера, работающего с этим материалом.
Общее описание
Гипс – доступный материал, продающийся в любом стройкмаркете, стоит недорого, а потому даже если при работе с ним что-то не получится, это не сильно ударит по кошельку. Но чтобы и таких промахов не случалось, нужно проникнуться технологией работы с гипсом и узнать, что помогает превращать порошок в изящные декоративные изделия. Это, прежде всего, формы для гипсовой заливки.
Эти формы делают из самых разных материалов – от дерева до цемента. Процесс литья из гипса многоэтапный. Именно литье в формы длится несколько минут, а вот на подготовительные процедуры и последующие после отлива времени и сил уходит куда больше. Сначала нужно изготовить модель изделия, потом спроектировать и изготовить форму, далее подготовить материалы для литья и смазывания формы. Важно, что счет при отливке идет буквально на минуты, и когда процесс уже начался, все должно находиться под рукой, любое промедление чревато провалом.
Опока (форма) перед литьем смазывается, раствор смешивается и заливается в форму очень тонкой струей, дав воздуху возможность выйти. После залива форму следует повращать, немного потрясти, так раствор достигнет мелких рельефных деталей. Потом изделие будет сушиться каким угодно способом. После этого форма разбирается, и если она не может отойти от изделия, ее можно обстучать резиновым молоточком. Литник удаляется, а деталь дорабатывается.
Если форма еще раз будет использоваться, ее нужно очистить.
МК по изготовлению гипсовых отливок.
Картинок почти нет. Вместо них — кривые схемы. Вы меня извините, но диплом, зараза, свое берет, если обновлю — напишу тут красным шрифтом. Некоторые подсказки есть в предыдущих постах, начиная с «Березовых листьев в стекле».
Понимаю, что без них туго, но потерпите, потом станет понятно, а пока эта инфа сгодится для тех, кто хотябы что-то понимает в этом деле.
Материалы:
-пластилин
-гипс (любой — строительный, профессиональный, etc — какой найдете, тот и юзайте, потом сами разберетесь, что лучше)
-вода
-вазелин/растительное масло/машинное масло
-картон/картонная коробка/пластиковая емкость — то, что будет удобно в качестве внешней формы
-емкость для смешивания гипса — либо ненужное ведерко, либо половинка мячика — то, откуда легко будет удалить остатки гипса
-респиратор и латексные перчатки — для защины, по желанию (настоятельно рекомендую)
До написаннго: привожу пример изготавления плоской формы, т.е. рельефа, для объемных сделаю отдельный МК, но только тогда, когда сама этим займусь.
1. Берем пластилин и лепим то, что нам надо. В данном случае — рельеф. Единственное, что нужно здесь отметить: избегайте появления замков в форме, для пояснения вот картинка разреза рельефа:
замОк — выемка в рельефе, куда затечет гипс, а затем, при вынимании формы, либо оторвется сам, либо оторвет вместе с собою и пластилин, что приведет к полному или частичному разрушению формы. Т.е. все края должны быть заглажены, все боковые ребра должны быть перпендикулярны взгляду.
2. Берем внешнюю форму, на 1,5-2см шире рельефа. Высота зависит от толщины рельефа. Здесь такой момент: если гипсовая отливка нужна, чтобы затем отлить в ней фипсовый аналог изначального рельефа, то «припуски на швы» могут быть небольшими, а если мы хотим сразу получить форму для стекла, то толщина отливки выясняется экспериментальным путем — слишком тонкая форма потрещит, слишком толстая не прогреется и стекло в ней нерасплавится. Обычно около 1,5-2 см для тонких и 2-4 и более — для толстых.
Внешняя форма не должна иметь швов — все их следует заклеить скотчем и промазать пластилином, а то вытечет нафихххх.
Плотно устанавливаем пластилин на дне (прилепите так, чтобы не всплыл потом) и густо промазываем все маслом/вазелином — на ваш вкус.
3. Расстилаем защищающий интерьер кусок целлофана или газеты, или идем пакостить во двор на даче)))) На глаз берем кол-во воды, равно половине объема будущей формы, и такое же кол-во гипса или чуть больше. Т.е. пропорции вода:гипс — 1:>1 ( у разных гипсов по-разному). В налитую в ведерко воду аккуратно и быстро начинаем сыпать гипс так, будто просеиваем муку. Он начнет быстро погружаться в воду. Как только вы увидите, что из-под воды начинает расти нерастворимая гипсовая горка, перестаем сыпать и бросаемся обеими руками быстро-бысто перемешивать и разминать комочки — все до последнего!
3. Встряхиваем ведерко пару раз — на поверхность всплывут пузырьки, удаляем их рукой и медленно, но верно заливаем нашу форму. Тут же проходимся пальцами по пластилиновой форме, погруженной в гипс, чтобы удачить крупные пузыри. Затем несильно встряхиваем форму и мерно постукиваем по стенкам коробочки — все это нужно, чтобы удалить как можно больше воздуха из слепка.
4. Через какое-то время гипс уже начнет затворяться, т.е. застывать. Еще некоторое время спустя он затворится окончательно. Сигналом к этому станет его нагревание. Обычно именно в этот момент удаляют внешние картонки, переворачивают и достают пластилин. Тут важно поймать момент: слишком рано — повредите гипсовую форму, слишком поздно — расплавленный от нагрева гипса пластилин сильно повредится (вдруг вы намерены делать несколько слепков с него?), еще совсем поздно — все схватится нафиххх, пластилин остынет — и фигушки вы оттуда что-то вынете, разве что расковырять.
5. Итак, перед нами: извлеченная пластилиновая форма и ее гипсовый слепок. Проверьте следующее: иногда крупные пузырьки все же остаются на слепке, обнаружте их, разведите немного гипса и закройте их.
Теперь гипс надо медленно и долго сушить, пока не испарится вся вода, что входит в его состав. Для начала — денек на солнышке, а потом можно и в духовке с конвекцией, или в бане, или на печке. Сигналом к окончанию сушки будет характерный звон, издаваемый им при постукивании костяшками пальцев, а также приобретение белого цвета.
6. Теперь форму можно немного дошлифовать, подрезать, выточить какие-нить узоры и т.п. А далее — вам решать: либо вы уже именно эту форму будете юзать для моллирования и т.п., либо хотите ее доработать, ведь слепленная вначале пластилиновая штуковина не такая уж и ровная, иногда на ней остают ся следы пальцев и т.п.
Так что теперь пути расходятся — либо в песь со стеклом, либо мучения наши продолжаются в пункте 7 и далее 😉
7. Сухую отшлифованную гипсовую форму, без замков и закрытыми пузырями и прочими дефектами, густо смазываем вазелином или маслом, или еще-чем-нить. Иногда повторно, т.к. гипс впитывает. Готовим гипсовый раствор, заливаем его в углубление, т.ак же трясем, так же ждем и извлекаем форму, идентичную пластилину. Сушим (до звона и хруста))))
8. Шлифуем, радуемся жизни, дорабатываем, дорезаем, не забываем об опасности замков и т.п.
9. Опять готовим внешнюю форму, прилепляем на дно наш окончательно ображенный объект и точно так же, как и раньше, заливаем его поверх гипсом. Только вот вынимать советую, когда гипс еще только начинает греться — в этот момент он еще немного хрупкий. Сушить, закрывать пузыри и т.п. — все так же.
10. И вот эта вот внешняя форма — окончательная, сама качественная, в ней-то и следует затем моллировать стекло, а обработанный аналог пластилиновой формы использовать для тиражирования — многократной отливки подобных форм.
Если суммировать вышесказанное, то вот этапы работы:
1. Пластилин
2. Пластилин в коробочке для отливки
3. Готовая отливка внешней формы
4. Отливка внутренней формы
5. Внутренняя форма (идентичная пластилину) и ее обработка (дорезка, шлифовка).
6. Обработанная гипсовая форма в коробочке для отливки.
7. Две готовые формы: внешняя — для тиражирования внутреннего слепка или для моллирования, внутреняя — для тиражирования внешней формы или тоже для моллирования, или для покраски и декора интерьера.
Надеюсь, это сделает описание чуть более понятным 🙂
Нашла две картинки)))) Оригинальный пластилин и его первая отливка. Желтым фломастером как раз отмечала пузыри для последующего закрытия.
Вот примерно так. Примечания:
— на самом деле я как правило останавливаюсь на 6 пункте, гемороиться дальше мне нет резона, но бывают ситуации, когда приходится
— все это применимо не только для стекла — в этой технике вы можете налить гипсовых рельефов для украшения интерьера, еще чего-нить
мое дело показать, а для чего — это вам решать
— меньше траблов возникает при использовании латекса, но это совсем другая песня, так что если надо — ищите ее слова на просторах сети, здесь пока МК обещать не могу
-гипсовае формы для моллирования — одноразовые, полностью разрушаются в печи; если добавить в них шликер (фарфор) или кварцевый песок, то их можно будет юзать многократно
Изготовление гипсовой формы для объёмной модели
Хочу поделиться с вами информацией о том, как сделать гипсовую форму для отливки однотипных объёмных изделий.
Для этого нам понадобится сама модель, я слепила енотика из модельной массы, вы можете взять любое твердое изделие. Если делайте форму в первый раз, желательно взять что-то максимально простое, полностью симметричное.
Теперь необходимо посмотреть как разделить модель. Если она полностью симметричная, то просто делим ее пополам, если же в ней присутствуют так называемые замки (места которые будут цеплять форму, не дадут ей отделиться от модели), то делим на 3 и более части.
В моем случае такие «замки» присутствуют на хвосте енота, поэтому мы визуально делим форму на 3 части, первая — полностью лицевая часть, а 2 и 3, это задняя сторона, разделенная пополам.
Далее берем емкость, которая будет немного больше нашей формы в объеме, в моем случае это обычная картонная коробка, ее дополнительно обматываем скотчем, чтобы не пролился гипс и смазываем маслом, чтобы потом было легко извлечь форму, лицевую часть енота тоже смазываем маслом (еще можно использовать вазелин).
Следующим этапом замешиваем в отдельной емкости гипс с водой в пропорции 1:1, масса нужна примерно такая, чтобы можно было заполнить половину коробки. При замешивании гипса, сначала залейте воду, а потом сам гипс в емкость для смешивания и тщательно все перемешайте, чтобы не оставалось комков. После этого аккуратно вливаем гипс в нашу коробку тоненькой струйкой, чтобы избежать пузырей. Как только гипс начинает твердеть, опускаем в него енотика, лицевой частью, которая смазана маслом.
Оставляем форму минимум на 30 минут и ждем, пока гипс застынет.
После этого в не залитой гипсом части делаем стенку из пластилина, чтобы разделить модель еще на 2 части. Все тщательно смазываем маслом.
Аналогичным способом заливаем вторую часть, ждем, пока застынет, потом все снова смазываем маслом и заливаем 3 часть.
Когда форма подсохнет, убираем с нее стенки из картонной коробки и максимально аккуратно извлекаем нашего енота. Если форма была сделана правильно, то мы легко достанем из нее модель.
После этого отмечаем и вырезаем ножиком отверстие, куда будет проникать материал для заливки. С формы кисточкой удаляем все лишнее и оставляем ее сохнуть
После того как форма хорошо просохла мы приступаем к заливке самого изделия, для этой цели я буду использовать шликер-водная суспензия на основе глины.
Далее переходим к заливке шликера в гипсовую форму, все три части гипсовой формы хорошо скрепляются проволокой, в отверстие заливается шликер, его подливают до того момента, пока не образуются стенки фигурки нужной нам толщины, после этого оставшийся шликер сливают.
Шликер в форме необходимо оставить минимум на сутки, пока стенки будущей фигурки не подсохнут, затем необходимо аккуратно достать фигурку и обработать.
Формы для садовых фигур своими руками
Для того чтобы сделать приусадебный участок уютным и гостеприимным, его можно украсить скульптурами и другими элементами дизайна, которые отливаются при помощи форм. Их можно сделать самостоятельно, используя жидкий силикон, полиуретан, гипс и подручные материалы.
Материалы для отливочных форм
Форма из силикона
Фигурки для сада своими руками можно сделать в домашних условиях. При помощи шаблонов получаются садовые фигуры из бетона или гипса в виде ваз, кашпо, домиков, цветов, грибов, гномов, замка, бюстов, декоративных кирпичей, элементов лепки. Формы изготавливают из таких материалов:
- Силикон. Имеет жидкую консистенцию. Формы из него долговечны, пластичны, с ними легко работать.
- Гипс. Замешивается из гипсового порошка перед заливкой слепка. Лучше использовать специальный модельный гипс, но подойдет даже финишная шпатлевка или алебастр. С гипсовыми заготовками нужно обходиться осторожнее, они хрупкие.
- Полиуретан. Материал позволяет получить мелкие элементы фигур. Единственный недостаток – перед заливкой стенки слепка необходимо смазать воском или любым жирным кремом.
Как сделать формы для садовых фигур своими руками
Для выполнения объемной формы нужна модель (матрица) будущей статуэтки. Это может быть готовая садовая скульптура или другой элемент ландшафтного дизайна. Помимо готовой модели, вам также потребуется:
- Герметичный ящик из любого материала, например, из дерева. Он должен вмещать изделие с запасом.
- Скульптурный пластилин. В него будет помещаться незадействованная часть модели.
- Мыльный раствор, воск, парафин, крем для смазки модели.
Силиконовые формы
Поэтапная техника литья слепка:
- Заполните ящик наполовину скульптурным пластилином. Разровняйте поверхность.
- Утопите половину модели в пластилин.
- Смажьте верхнюю часть модели мыльным раствором.
- Тонкой струйкой вылейте силикон.
- Дождитесь полного высыхания силикона, аккуратно отделите его от модели и повторите процесс с другой половиной фигуры.
Изделия из гипса
Для того чтобы сделать садовые поделки своими руками из подручных материалов в домашних условиях часто используют гипс, который уступает силикону по прочности. Инструкция:
- Поместите готовую модель плоской стороной на кусок скульптурного пластилина.
- Вокруг модели пластилином или кусочками дерева выложите опалубку – высокие бортики. Их высота должна превышать размер будущего изделия в два раза. У вас получится ванночка или горшок с шаблоном садовой фигуры на дне.
- Разведите гипс с водой в пропорции 1:1.
- Аккуратно вылейте гипс в ванночку. При помощи кисточки «разгоните» смесь по поверхности модели, словно прокрашивая. Постучите пальцами по дну, выгоняя пузырьки воздуха, и дополнительно пройдитесь кистью.
- После застывания сначала отделите опалубку, а потом саму фигуру.
- Повторите те же действия со второй половиной матрицы.
Если шаблон садовой фигуры имеет сложную конфигурацию, то сначала одну его половину нужно «утопить» в скульптурном пластилине, которым покрывают дно ванночки. Процедура отливки формы аналогична изготовлению силиконовых слепков.
Из полиуретана
Этот материал прочный и долговечный, имеет эластичную податливую структуру. Садовые скульптуры своими руками с помощью полиуретановых слепков можно изготовить в нескольких экземплярах. Процесс изготовления на примере искусственных камней: