Сломался вентилятор напольный как починить
Перейти к содержимому

Сломался вентилятор напольный как починить

  • автор:

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Ремонт вентилятора напольного

Вентиляция

Летом в жару и зной вентилятор поможет улучшить комфортность нахождения в жилище. Прибор может исправно функционировать долгое время, но однажды он, как любая другая бытовая техника, выйдет из строя. Сразу бежать в мастерскую или в магазин за новым устройством не стоит. Ведь многие из проблем владелец устройства может решить самостоятельно и сэкономить при этом определенные средства. Поэтому далее в этом материале подробно опишем, как сделать ремонт напольного вентилятора своими руками, не прибегая к услугам сторонних специалистов.

Напольный вентилятор

Напольный вентилятор

Конструкция напольного вентилятора

Напольный вентилятор — это устройство, которое используется для создания потоков воздуха для охлаждения температуры помещения. Конструкция включает в себя следующие основные элементы:

  1. Корпус — основная часть, в которую устанавливаются лопасти, мотор и другие компоненты. Он может быть выполнен из различных материалов, например, пластик, металл или дерево.
  2. Лопасти — эти элементы создают поток воздуха и размещаются на оси двигателя.
  3. Мотор — компонент, отвечающий за вращение лопастей и, следовательно, создание охлажденного потока воздуха. Он может быть различной мощности и скоростью вращения в зависимости от типа вентилятора.
  4. Переключатель скоростей — элемент, позволяющий пользователю выбирать скорость вращения лопастей. Обычно находится на корпусе и имеет различные настройки.
  5. Ножки — часть конструкции, которая позволяет оборудованию стоять на полу. Ножки изготавливаются из пластика, металла или других материалов.
  6. Решетка — элемент, защищающий пользователей от контакта с лопастями.
  7. Кабель питания — соединяет прибор с источником питания. Провод бывает различной длины и может иметь разные типы разъемов.

Это общая конструкция вентилятора, хотя в зависимости от производителя и модели она иногда может отличаться.

Напольный вентилятор в разобранном виде

Напольный вентилятор в разобранном виде

Устройство не работает — основные причины

Постараемся далее разобраться, почему не работает вентилятор напольный. Основные причины поломок следующие:

  1. Износ или повреждение электромотора, к примеру, из-за перегрузки, короткого замыкания или неправильного использования устройства. Если двигатель не работает или сильно шумит, то вероятнее всего требуется его замена.
  2. Если прибор работает слишком долго или при высокой температуре окружающего воздуха, это может привести к перегреву устройства. В результате могут повреждаться компоненты, включая электродвигатель или проводку. Для предотвращения перегрева необходимо следить за эксплуатацией оборудования и не допускать длительной работы устройства без перерывов.

Чтобы избежать поломок и продлить срок службы вентилятора, необходимо следить за его использованием, регулярно очищать от пыли и загрязнений, не допускать длительного периода работы без перерывов и делать регулярную диагностику состояния устройства.

Вентилятор не включается

Если напольный вентилятор не включается и не крутится, то это может быть вызвано несколькими причинами:

  1. Если вентилятор не включается, надо убедится в том, что он подключен к источнику питания. Если он подключен к сети, но не включается, надо проверить саму электрическую розетку. Попробуйте подключить другое оборудование к этой розетке, чтобы удостовериться в том, что проблемы не связаны с ней.
  2. Проверьте проводку аппарата на отсутствие пережимов и повреждений.
  3. Убедитесь, что выключатель устройства находится в положении «включено».

Если все вышеперечисленные причины проверены, а прибор до сих пор не включается, то проблема может быть связана с его мотором. Это зачастую вызывается износом двигателя, замыканием или другой неисправностью. Если электромотор вышел из строя, легче приобрести новый, чем заниматься ремонтом сломанного. Если не получается самостоятельно выявить и устранить неисправность, то рекомендуется обратиться к профессиональному специалисту для произведения диагностики и ремонта.

Гудит, но не работает

Если лопасти прибора не вращаются, а просто слышно гудение его двигателя, это может быть вызвано несколькими причинами. Некоторые из них могут быть легко устранены самостоятельно, а для других может потребоваться ремонт бытового вентилятора напольного в специализированной мастерской:

    Это может быть вызвано низкой скоростью вращения лопастей или загрязнением вентилятора. Попробуйте очистить вентилятор и убедитесь, что лопасти свободно вращаются. Если это не помогает, возможно мотор перегрелся и ему надо просто остыть. Наихудший вариант — выход из строя мотора. Надо приобрести новый и исправить такую поломку самостоятельно. Также можно сделать это в ближайшей мастерской по ремонту такой техники.

Когда все вышеперечисленные причины исключены, то проблема может быть в самом моторе устройства. Если мотор неисправен, то вентилятор не будет работать. В этом случае, вероятно, потребуется заменить двигатель или обратиться за помощью к специалисту.

Лопасти плохо вращаются

Если после включения лопасти начинают плохо вращаться, это может привести к низкой производительности и даже к поломке оборудования. Вот перечень некоторых из возможных причин, почему вентилятор медленно вращает лопасти, а также советы по их устранению:

  1. Одна из наиболее распространенных причин плохой работы — это загрязнение. Пыль и грязь могут накапливаться на лопастях, и они из-за этого медленно вращаются. Очистите их с помощью щетки или мягкой ткани.

Не поворачивается в стороны

Если вентилятор перестал крутиться из стороны в сторону, это может быть связано с несколькими причинами:

    Напольный вентилятор не крутится в том случае, когда неисправен механизм поворота. Проверьте его на наличие повреждений или износа. Если он поврежден, потребуется его замена.

Работающий вентилятор сильно шумит

Сильный шум от работающего прибора может быть вызван несколькими факторами. Условия возникновения таких моментов и что делать для восстановления нормальной работы прибора описаны ниже:

  1. Если вентилятору не уделяется достаточно внимания, то с течением времени на его лопастях и корпусе может накапливаться пыль и грязь. Благодаря этому он начинает шуметь и плохо работать. Чтобы исправить такую проблему, надо очистить устройство от загрязнений, используя сжатый воздух или обычную щетку.
  2. Когда прибор долгое время используется, его подшипники могут износиться. При включении прибора они начинают скрипеть и скрежетать. Решение проблемы — замените эти элементы на новые.
  3. Вибрации и шум прибора во время работы могут быть связаны с неправильной сборкой. Перепроверьте сборку устройства и, при необходимости, откорректируйте.
  4. Когда устройство шумит очень сильно, причиной этого может быть неисправность электродвигателя. Надо попробовать отремонтировать двигатель или заменить на новый.

Не переключаются скорости

О том, как починить переключатель скоростей прибора, расскажем далее подробно. Причины такой неисправности и способы их устранения следующие:

  1. Когда провод, соединяющий переключатель и вентилятор, оборван или поврежден, он не может передавать сигнал устройству. Проверьте проводку на наличие повреждений и, при необходимости, замените эти участки.
  2. Если переключатель неисправен, тогда он не может передавать сигнал устройству. В результате этого вентилятор перестает нормально функционировать. Решение проблемы — замена тумблера.
  3. Когда переключатель исправен, но вентилятор не может запустить лопасти, причиной этого могут быть изношенные подшипники или поврежденный электродвигатель. Надо обратиться к специалисту для диагностики и ремонта вентилятора.

Все требования для любого отремонтированного вентилятора приведены в соответствующем регламентирующем документе.

Как разобрать вентилятор

Разборка вентилятора может варьироваться в зависимости от конструкции и модели, потому прежде чем раскручивать прибор, рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации, которое идет в комплекте с прибором. Однако есть перечень общих действий для разборки напольных вентиляторов, независимо от модели и типа конструкции прибора:

  1. Разбирая климатический прибор в домашних условиях, вначале отключите его от источника питания и дайте ему полностью остыть.
  2. Снимите решетку, которая защищает лопасти бытовых приборов. Обычно она закреплена с помощью крючков, зажимов или винтов. Некоторые модели могут иметь специальные замки для удобства снятия защиты.

Подводя итоги

Ремонт своими руками климатической техники поможет во многих случаях. Все зависит от конкретной неисправности агрегата. При этом далеко не всегда для ремонта такой техники требуются специальные навыки или инструменты. В большинстве случаев можно самостоятельно заменить перегоревший предохранитель или проводку, очистить лопасти от пыли, когда они плохо крутятся, заменить переключатель скоростей. Если после попытки самостоятельного ремонта прибора плодов не принесли, может потребоваться его починка в специализированной мастерской или приобретение нового устройства.

Ремонт различных типов вентилятора своими руками

Сломавшийся вентилятор не стоит сразу выбрасывать, наиболее разумным будет разобраться в причинах и по возможности отремонтировать прибор. Часто неисправности вентилятора не связаны с поломками, а просто требуют банальной чистки и смазки.

Некоторые виды механических повреждений можно устранить самостоятельно, заменив вышедшую из строя деталь. Сложнее отремонтировать напольные или настольные модели с более сложной конструкцией. Так как вентиляторы входят в большинство современных приборов охлаждения и кондиционирования, то каждый случай индивидуален. Мы рассмотрим лишь наиболее частые причины поломок и способы их устранения.

Поломки бытовых напольных вентиляторов

Подход к ремонту напольных или настольных вентиляторов должен быть рациональным. Присутствие блоков регулировки скорости, угла наклона и поворота вентилятора значительно усложняют конструкцию. Основная задача – выявить причину. Если неполадка простая, то можно попытаться провести ремонт своими руками.

Вентилятор шумит, но лопасти не вращаются

Наиболее частой поломкой напольных вентиляторов, является ситуация, когда прибор издает шум, но лопасти при этом остаются неподвижными.

Причины могут быть следующими.

  1. Высохла или загустела смазка подшипников. Выявить причину просто. Двигатель разбирают и проверяют наличие и состояние смазки.
  2. Сместилось крепление подшипников на валу. Это происходит из-за выработки ресурса втулок, которые делают из бронзы или латуни.
  3. Неисправность электродвигателя. Для проверки необходимо разобрать двигатель и проверить сопротивление на обмотках корпуса и якоря.
  4. Потеря емкости вследствие выхода из строя конденсатора. Необходимо проверить емкость конденсатора тестером.

Если причина в смазке, нужно удалить остатки загустевшей смазки, очистив детали бензином, и залить свежее машинное масло во втулки. Следует внимательно следить, чтобы масло не попало на обмотки двигателя.

В случае выработки втулок, необходимо поискать новые в магазине или взять от другого неработающего прибора. Восстановить изношенные не получится.

При нарушении обмотки электродвигателя придется делать перемотку в мастерской или покупать новый двигатель. Самостоятельно восстановить обмотку сложно.

В случае неисправности конденсатора необходимо заменить его на новый из магазина. Если такой возможности нет, то проще приобрести новый вентилятор.

Вентилятор издает свистящие звуки

Свистящие звуки могут появиться через несколько месяцев после покупки. Вентилятор гудит или скрипит из-за деформации пропеллера или ослабления крепежа подшипника скольжения. Воздействие на лопасти прямых солнечных лучей или высокой температуры приводит к изгибам и нарушению равновесия, в момент вращения. К похожим звукам также приводит вдавливание в результате механических повреждений защитной решетки, до поверхности которой начинают доставать кончики лопастей.

При появлении посторонних шумов следует сделать следующее:

  • отключить прибор от сети питания;
  • снять защитную решетку, осмотреть её на наличие деформаций;
  • снять пропеллер, осмотреть лопасти на возможные изгибы;
  • осмотреть крепеж подшипника, проверить, закручены ли болты.

Изгиб защитной решетки можно легко исправить, осторожно распрямляя ее руками до нужного состояния.

Обратите внимание! В случае нарушения геометрии лопастей, пропеллер скорее всего придется заменить, так как придать полиуретану исходную форму в домашних условиях нельзя.

Если же причиной посторонних звуков стало расшатывание крепежа, то нужно просто завернуть все болты до устранения люфтов.

Прибор не включается

Отсутствие реакции вентилятора на нажатие кнопки включения может говорить об обрыве проводов в кабеле, повреждении соединения кабеля с клеммами в розетке или неисправности самой розетки. Также может быть поврежден кнопочный блок или сами кнопки переключения скоростей.

Прежде всего нужно проверить, загорается ли контрольная лампочка при попытке включения прибора.

Если лампочка не горит, нужно сделать следующее:

  • замерить напряжение в розетке, подключив к ней работоспособный прибор;
  • раскрутить вилку и проверить, есть ли повреждения в местах присоединения проводов к клеммам;
  • отсоединить кабель и проверить его тестером на прохождение тока.

В случае нарушения в вилке, нужно восстановить подключение проводов, возможно пропаять клеммы. Если нарушение произошло в проводах внутри кабеля, его следует заменить на новый.

Проверка контактов тестером

Если лампочка загорается, но сам вентилятор не срабатывает, следует предпринять следующие шаги:

  • убедиться, что прибор отключен от сети;
  • разобрать пульт управления, который расположен на корпусе вентилятора;
  • проверить тестером все контакты клавиш на наличие проводимости тока;
  • проверить регулятор скорости тестером.

В случае обнаружения поломки одной из кнопок, следует либо приобрести в магазине радиотоваров работающую замену, либо осуществить соединение напрямую, в обход. Если вышел из строя регулятор скорости, его нужно перепаять, либо также заменить на новый.

Вентилятор не поворачивается

Причина, почему вентилятор не поворачивается влево-вправо, заключается в нарушении работы кривошипа.

Для устранения поломки необходимо сделать следующее:

  • снять заднюю крышку, открутив фиксирующие болты;
  • проверить соединение кривошипа с зубчатым колесом под редуктором;
  • поставить кривошип на место, либо заменить, если он сломался.

Также может возникнуть ситуация, когда повороты осуществляются не до конца. В этом случае необходимо проверить ход переключателя редуктора по вертикальной оси. При нарушениях в его работе, необходимо отсоединить фиксирующий болт и смазать вал, шестерню и верхнюю часть редуктора. Если пластмассовая шестерня износилась, а в продаже найти деталь не удалось, то придется смирится с тем, что вентилятор не вращается.

Исправное зубчатое колесо

При установке крыльчатки после устранения неисправности, нужно соблюдать правила балансировки, иначе вентилятор не будет крутиться в нормальном режиме. Наиболее простым и удобным способом является статическая балансировка.

Вручную устанавливают вентилятор, задают рукой начальное вращение и отмечают верхнюю точку крыльчатки карандашом или маркером. Делают еще несколько запусков и проверяют, совпадают ли полученные точки перевеса с изначальной отметкой. Если не совпадают, значит есть неисправность в подшипниках, которые нужно смазать или заменить. Если совпадают, берут предметы с разным весом, такие как гайки, куски электродов и т.п. Для крепежа используют изоленту, скотч, мастику, пластилин, тонкую проволоку.

Затем начинают прикреплять их в качестве противовеса к точке перевеса, чтобы добиться потери её постоянного места. Для более точного подбора можно стачивать грузы с помощью ножовки. После нахождения оптимального веса, груз приваривается или приклеивается к нерабочей стороне диска.

Балансировка при помощи винтов позволяет опытным путем быстро определить требуемые настройки. Но данная опция доступна не на всех вентиляторах.

Также можно производить балансировку на балансировочных козлах, обратившись к специалистам.

Возможные поломки вентиляторов Тимберк

Вентиляторы компании Тимберк зарекомендовали себя как недорогие и удобные в эксплуатации приборы, для создания комфортных климатических условий, поддержания воздухообмена в квартире или офисе. Несмотря на неплохое качество они подвержены поломкам.

При эксплуатации покупателями были замечены следующие неисправности:

  • падение силы обдува из-за мягкого пластика лопастей;
  • бываю случаи, когда выходит из строя конденсатор;
  • появление посторонних шумов при работе;
  • поломка электродвигателя;
  • ломается ротор;
  • появляется сильный люфт;
  • при длительной работе появляется запах горелого масла;
  • ножки гнутся и меняют геометрию под тяжестью мотора;
  • перегрев блока питания;
  • механические поломки в местах креплений.

По соотношению цена-качество продукция компании Тимберк является лидером в своем сегменте. Все приборы имеют гарантию производителя и могут быть заменены при обращении в сервис.

Неисправности вентиляторов в системах охлаждения автомобилей

Вентилятор включается датчиком, расположенным в системе охлаждения. Реагируя на сигнал, кулер (охладитель) включается и направляет дополнительный поток воздуха для снижения температуры жидкости и мотора. Ряд сбоев связан не поломками самого вентилятора, а с работой электронных датчиков, чутко реагирующих на изменения в системе.

Часто щелкает реле вентилятора

Часто щелкает реле вентилятора в автомобильных системах охлаждения. Причиной может быть, как окисление контактов реле, так и скачки температуры, вызывающие его срабатывание. Диагностике подвергаются:

  • датчик;
  • проводка;
  • цепь у контроллера на управление вентилятором.

Поломка может вызвать повреждения двигателя, так как некорректная работа датчиков вызывает неправильную постановку угла опережения зажигания.

Вентилятор системы охлаждения

Первым делом необходимо заехать на диагностику и прозвонить сканером узлы. При обнаружении поврежденного сегмента, его нужно заменить, установив новый.

Частое включение вентилятора охлаждения

Часто включается вентилятор охлаждения. Нормальным считается, когда периоды простоя вентилятора превышают продолжительность его работы. Если же этот алгоритм нарушается, причины могут быть следующие:

  • засорение системы охлаждения;
  • понижение уровня охлаждающей жидкость в радиаторе;
  • неисправен термостат;
  • не работает помпа;
  • наличие воздушных пробок.

Засорение системы охлаждения

Необходимо промыть термостат и радиатор, долить охлаждающую жидкость, проверить работоспособность помпы водяного насоса и заменить ее при необходимости. Пробки воздуха в радиаторе выгоняют подачей напора сжатого газа. При неисправности датчика, если температура его включения не совпадает с паспортными показателями, нужно заменить прибор.

Не работает вентилятор кондиционера

Причинами, почему не работает вентилятор кондиционера, могут быть следующие:

  • неисправна муфта на основном вентиляторе;
  • окислились контакты реле выключателей;
  • перегорели предохранители;
  • окислились клеммы массы питания;
  • недостаточный уровень хладагентов;
  • окислились щетки якоря.

Ремонт вентилятора кондиционера

Лучше заехать к электрику в сервис, чтобы он с мультиметром обследовал состояние кондиционера и выяснил причину поломки.

Снижение температуры запуска вентилятора

В жаркое время года заводские настройки реле включения вентилятора не позволяют полноценно эксплуатировать автомобиль. В пробках двигатель может начать кипеть, что приводить к более серьезным поломкам.

Для того, чтобы снизить температуру включения вентилятора можно применить следующие способы:

  • перепрошить настройки ЭБУ при посещении сервиса;
  • залить антифриз с более высокой температурой кипения, например, 120 градусов;
  • проверить уровень давления и герметичность крышки бачка;
  • поставить маршрутный компьютер с возможностью регулировки температуры включения вентилятора или кнопку принудительного включения.

Более низкая температура позволит запускать вентилятор раньше, что скажется положительно на работе двигателя.

Произвольное включение вентилятора

Вентилятор радиатора должен включаться при высокой температуре двигателя, для его остывания. Однако, иногда происходит произвольное включение устройства, при том, что датчик термостата показывает комфортную температуру в 25-35 градусов.

Забитый воздушный фильтр

Причинами этого могут быть следующие:

  • некачественное топливо, присадки в котором снижают температуру вспышки в двигателе;
  • недостаточный уровень антифриза;
  • забит воздушный фильтр;
  • включен климат-контроль;
  • отказал термовыключатель кулера.

При подозрении на некачественное топливо, нужно замерить температуру выхлопных газов. Сильно загрязненный радиатор промывают обычной водой из шланга.

На заметку! При работающем кондиционере постоянно включающийся вентилятор является нормальным явлением.

Следует заехать на диагностику, проверить работоспособность терморегулятора. При необходимости долить или заменить антифриз.

Неисправности вентиляции в квартирах

Вытяжные встраиваемые вентиляторы значительно проще в конструктивном плане. Но стоимость их невелика и часто проще приобрести новый, чем искать детали, исчезнувшие из оборота. Плохое вентилирование помещений может быть связано не с работой самого прибора, а с ошибками при организации системы вытяжки.

Вентиляция в ванной комнате

При неработающей вентиляции в ванной воздух становится влажным и не проветривается, плохо сохнет белье, может появиться плесень.

Нормальная схема работы вентиляции

Причины могут быть следующие:

  • вентиляционный лаз забит пылью и паутиной;
  • посторонние предметы в шахте;
  • вытяжной вентилятор установлен на втягивание воздуха вместо отвода.

Правильным вариантом решения проблемы будет обращение в управляющую компанию. Специалисты опускают в вентиляционную шахту до самой квартиры груз, чтобы пробить все препятствия. В особо запущенных случаях в шахту опускают камеру, для определения местонахождение препятствий. Вентиляционную шахту вскрывают со стороны подъезда. Возможно придется обойти соседей по стояку и проверить, нет ли у них неправильно установленных вентиляторов, которые нарушают вытяжку.

Совет! Для ванной комнаты подходит вытяжной вентилятор с обратным клапаном, препятствующий попаданию потоков воздуха из вентиляционной шахты.

Вытяжка в кухне

Вытяжная вентиляция призвана выводить из квартиры неприятные запахи и спертый воздух. Однако, при нарушении технологии строительства или вследствие других причин из вытяжного отверстия воздух начинает попадать в квартиру, несмотря на работающий вентилятор.

Загрязнение вентиляционной шахты

Из-за этого в квартире возникают посторонние запахи. Продукты готовки не выводятся с кухни.
Причинами могут быть следующие:

  • дефекты конструкции вентиляционных шахт и каналов создают обратную тягу;
  • сильные порывы ветра в одном направлении задувают в шахту воздушные потоки;
  • скопления паровых масс и морозного воздуха в вентиляции;
  • загрязнение шахты снегом и отходами.

В итоге осевой вентилятор перетягивает воздушные массы из одной шахты в другую и вытяжка начинает бесшумно работать в обратную сторону.

Для решения недочетов лучше пригласить специалистов. Они оценят рациональность использования оборудования в соответствии с документацией и проведут качественную экспертизу установки и работы вентиляционной системы. В полученном отчете будут указаны все недостатки существующей системы и меры по их исправлению. Работники УК обязаны прочистить вентиляционные шахты от посторонних объектов. Также избавиться от эффекта обратной тяги в вытяжке устанавливают дефлектор для подсоса дыма и создания на кухне сквозящих воздушных потоков.

Ремонт вентилятора

Домашние напольные вентиляторы незаменимы при жаркой погоде. У вентиляторов могут быть и электрические неисправности, связанные с проводкой и конденсаторами, и механические, связанные с подшипниками и редукторами. Некоторые из неисправностей устраняются буквально за 5 минут, а некоторые по цене ремонта могут выйти дороже, чем новый. Например, вентилятор вращается только если сначала крутануть лопасть винта рукой. Или не включается одна из скоростей. Это может быть банальная проблема с проводкой, а иногда это бывают проблемы с электродвигателем, которые нерентабельно исправлять вообще.

Рассмотрим разборку вентиляторов, типичные неисправности, методы диагностики и ремонта напольных вентиляторов в домашних условия.

Как разобрать вентилятор: подробная инструкция

Так как случаев много, то будем разбирать вентилятор полностью, с описаниями некоторых, методов диагностики, популярных неисправностей, и способов ремонта.
Отключаем вентилятор от сети. Теперь откручиваем винт крепления от выдвижной штанги большой крестовой отверткой или плоской отверткой.

У некоторых вентиляторов может быть винт с установленным рычагом, который можно просто открутить без отвертки.

Прозвонка сетевого провода мультиметром

Можно проверить проводку мультиметром. Для этого понадобится самый простой мультиметр, например DT830B.

Краткая инструкция по работе с мультиметром

Вставляем черный щуп в «COM», а красный в «VΩma», и устанавливаем переключатель в режим прозвонки.

Он выглядит как диод. Это не измерение сопротивления, это проверка наличия контакта. Мультиметр в этом режим измеряет падение напряжения, а не сопротивление.

Бывают мультиметры без звукового оповещения, которые показывают только числа на экране. А приборы со звуковым уведомлением начинают пищать при нулевых или около нулевых значениях, это очень удобно. На фото мультиметр без пищалки, нужно будет просто смотреть на экран.

Нулевые значения или КЗ показываются просто нулями. А обрыв или зашкаливание предела измерения на экране отображается как «1» без нулей, или в некоторых приборах как «OL» (overload — перегрузка).

В данном случае щупы на вилку можно ставить как угодно, т.е. неважно куда красный щуп, а куда черный. Просто соблюдаем общие правила подключения щупов к мультиметру.

При исправной проводке вентилятора если не нажаты кнопки управления, то мультиметр покажет значение «1» как на фото ниже. Ни одна из кнопок вентилятора не нажата, поэтому мультиметр показывает «обрыв».

А если будут около нулевые значения при выключенных кнопках, то это может косвенно говорить об коротком замыкании в проводке.

Далее нажимаем первую кнопку включения оборотов. И мультиметр уже показывает какие-то значения. Значит все исправно.

И так далее нажимаем на следующую кнопку переключения скорости вращения вентилятора.

И теперь проверяем третью кнопку

И проверяем последнюю кнопку с включенным ночником.

Кстати, кнопка включения ночника не будет прозваниваться. Это нормально.

Визуальная проверка сетевого провода

Осматриваем провод на наличие повреждений. Это нужно и для безопасности, и для устранения вероятной неисправности, когда вентилятор не включается, или периодически отличается или работает только в оном положении.

Пример повреждения на провода.

Такое повреждение провода обычно происходит из-за того, что провод находится на полу, и на него случайно ставят стул.

Это повреждение может быть опасно, т.к. сетевой провод под напряжением, и можно случайно получить удар током или короткое замыкание в проводе.

Ремонт сетевого провода

Отрезаем поврежденный участок сетевого провода.

Далее зачищаем контакты. В данном случае вилка с двумя проводами, т.е. она без заземления.

Тут можно как угодно соединить провода, даже не по цвету. А если у вас вилка с заземление, то нужно соединять провода строго по цвету.


Кстати, можно зачистить один провод больше, а другой меньше, а на другой стороне наоборот. Т.е. синий короче на одной стороне, а на другой длиннее, соответственно коричневый наоборот.

Благодаря этому можно отдалить место соединения проводов друг от друга, и их открытые участки не соприкоснуться друг с другом (ниже будет показан пример соединения).

Не забываем надеть термоусадки на провода перед их соединением. Термоусадки должны быть немного больше, чем сами провода, не больше чем на 30-40%.

Скручиваем провода и удаляем лишние части проводов.

Можно оставить скрутку, но лучше припаять провода, для хорошей надежности (хотя иногда скрутка даже лучше пайки, но в данном случае провода сетевые и их лучше все-таки припаять друг к другу).

Для пайки потребуется жидкая канифоль, паяльник и припой.

Наносим жидкую канифоль на провода.

Температура паяльника около 260 °C. Берем на паяльник припой и наносим его на провода.

Есть еще другой метод пайки проводов. Если у вас припой с канифолью – просто обмотайте его на месте скрутки, и касайтесь паяльником к месту пайки.


Готово. Теперь можно закрывать место пайки термоусадки, которые были надеты на провода ранее.

Закрыть термоусадки можно паяльным феном, феном для сушки волос, зажигалкой или спичками.

Просто нагреваем с одного края термоусадку, и она под действием тепла будет постепенно сужаться. И так переходим на другой конец термоусадки.

Далее изолентой дополнительно обматываем провода между собой и друг с другом для лучшей надежности.

Пробуем включить в другую розетку

Далее пробуем включить вентилятор в другую розетку.

Так кстати иногда бывает, что конкретна эта розетка перестала работать, и не все пробуют включить устройство в другую розетку или удлинитель. Не включился? Идем дальше.

Следующий этап разборки

Теперь снимаем переднюю защитную сетку. Обычно они крепятся либо на винты, либо на подобные как на фото зажимы.

Откручиваем гайку крепления лопастей.

Она откручивается по часовой стрелке.

На лопастях накопилось много пыли.

Протираем салфетками или тряпками лопасти и защитные сетки.

Поврежденная лопасть винта вентилятора

Рассмотрим пример механического повреждений лопасти винта вентилятора. В этом случае лопасть винта треснута практически до основания.

Лопасть очень тонкая, и может треснуть от основания от падения. Поэтому лучше использовать вентиляторы с защитными сетками. Защитная сетка защитит лопасти от случайного удара или падения, тем самым сохранив целостность лопастей винта.

Заклеить саму трещину нет никакой сложности, проблема лишь в том, что при заклейке трещины лопасть потеряет свою аэродинамику. Вентилятор будет вращаться, но не будет направлять воздух. Или будет, правда процентов на 40-60% хуже.

Можно попробовать заклеить трещину эпоксидной смолой, заклеить алюминиевым скотчем или даже суперклеем.

Пример ремонта алюминиевым скотчем.

Обезжириваем поверхность и клеим скотч на обе стороны.

Это не алюминиевая лента, а алюминиевый скотч! Это кардинально разные вещи! У алюминиевого скотча есть подложка.

Правда, такое решение тоже временное. Скотч рано или поздно начнет рваться от нагрузок.

Но зато такой метод позволяет сохранить аэродинамические функции винта. Пусть и на время. Можно попытаться паять или плавить пластик таким образом объединяя поврежденные области лопасти.

Однако и после такого ремонта снова проблема возникает с ухудшением характеристик, и добавляется ненадежность соединения.

Еще можно попытаться заменить поврежденную лопасть каким-либо небольшим грузом, но это опасно. Груз можно отлететь от винта при высоких скоростях.

В данном случае лучший вариант – это полностью заменить винт на аналогичный. Как правило на бытовые напольные вентиляторы винты устанавливаются по стандарту, поэтому если у вас есть старый сломанный вентилятор, то можно взять винт с него, или поискать сломанные вентиляторы на Avito или барахолках.

Продолжаем разбирать напольный вентилятор

Теперь откручиваем гайку крепления задней защитной сетки. Она откручивается против часовой.

Снимаем гайку крепления.

И далее снимаем заднюю защитную сетку.

Со временем на валу электродвигателя и подшипнике накапливается пыль. Из-за нее вентилятор начинает хуже работать и вращаться. Нужно почистить механизмы от пыли, и смазать их смазкой.

Нужно снять пластиковый кожух электродвигателя для того, чтобы было проще почистить механизмы от пыли и грязи.

В принципе для большинства моделей неполных вентиляторов схема разборки примерно та же самая.

Откручиваем кнопку включения попорота вентилятора крестовой отверткой.

Кстати, у некоторых вентиляторов по центру на задней крышке тоже есть винты, которые нужно откручивать. Имейте это в виду при разборке, внимательно осматривайте ваш вентилятор.


Дальше маленькой плоской отверткой отщелкиваем клипсы.

Их нужно как бы поддеть на корпус.

И так по всему периметру.

Задняя часть кожуха снята.

Теперь снимаем переднюю крышку. Она как правило крепится на 4 винта.

Большой отверткой откручиваем их.

Теперь можно приступать к техническому обслуживанию и дальнейшей диагностике и ремонту.

Вентилятор плохо вращается

Одна из причин плохого вращения вентилятора является грязь и пыль. Со временем в механизмах двигателя скапливается пыль, которая еще и сушит смазку.

Слегка влажной ватной палочкой или салфеткой аккуратно удаляем пыль и грязь с вала двигателя.

Теперь нужно добавить смазки. Без смазки электродвигатель будет плохо вращаться. В таких механизмах обычно используют силиконовую смазку. Можно взять обычную силиконовую смазку за 40 рублей ПМС 400.

Хотя для сильно загрязненных поверхностей подойдет силиконовая смазка WD-40. Она еще и очищает место смазки.

Наносим совсем немного смазки, и вращаем вал двигателя. Это нужно для того, чтобы смазка равномернее распределилась. Не нужно добавлять ее слишком много, иначе она будет собирает пыль и грязь намного быстрее. Смазки не должно быть много или мало.

Теперь делаем тоже самое, но с обратной стороны. Для этого нужно открутить редуктор.

Откручиваем редуктор большой крестовой отверткой.

И точно также чистим вал с обратной стороны.

И наносим смазку на зазор вала и подшипника. Лишнюю смазку так же удаляем.

Разборка редуктора вентилятора

Редуктор лучше разобрать и проверить что происходит у него внутри.

Откручиванием винт крепления кривошипа.

Кривошип – это связующее звено между редуктором и корпусом вентилятора.

Проверка работы редуктора

Такой простой редуктор просто проверить. Нужно просто вращать его верхнюю шестеренку, к которой крепится кнопка включения вращения.

И кривошип снизу начнет вращаться.

Итого получается, что двигатель при движении вращает червячную передачу редуктора, который далее передает движение на кривошип. И уже он вращает саму голову вентилятора.

Примеры неисправностей редуктора вентилятора

Есть несколько типов неисправностей:

  1. Вентилятор не вращается и может быть слышен резкий хруст – скорее всего либо шестеренка сломалась, либо попал мусор в редукторе;
  2. Вентилятор хрустит и пропускает шаги при включении режима вращения. Могут быть проблемы с зубьями;
  3. Вентилятор медленно вращается. Может быть мусор, пыль между шестеренками и высохшая смазка.

Разборка редуктора

Откручиваем винт крепления крышки редуктора.

И открываем крышку корпуса редуктора. Внимательно осматриваем шестеренки на наличие грязи, сломанных деталей и отсутствие смазки.

Ниже типичный пример сломанной шестеренки. Она мешает передачу движения от двигателя к кривошипу.

Такую шестеренку можно починить.

Ремонт шестеренки

Пластиковые шестерни хрупкие, и у них бывают разные повреждения. Если зубья целые, то поломанные или треснутые шестеренки у основания можно склеить обычным суперклеем.

Протираем склеиваемы поверхности, и наносим тонким слоем суперклей.

Теперь плотно прижимаем склеиваемые поверхности на 5 минут.

Склеенную шестеренку можно будет использовать через 24 часа.

Еще можно попробовать эпоксидную смолу для склеивания.

А вот это пример сломанных зубьев шестеренок. Если зубья у шестеренок сломаны, то от редуктора будет слышан шум или треск при вращении.

Нужно найти отломленные зубья, потом приклеить их суперклеем. Придется искать замену этой шестеренки у доноров от других редукторов вентиляторов.

Или можно попробовать восстановить зубья при помощи эпоксидной смолы как на этом видео

Не работает кнопка переключения поворотов

Кнопка переключения поворота вентилятора крепится на шестеренку, которая состоит из нескольких частей и позволят включать и отключать направление движение вентилятора.

Внутри червяной шестеренки находятся два шарика, между которыми находится пружина. Осторожно! Пружина при разборке шестерни может выскочить с шариками с большой скоростью!

Соответственно, эти шарики с пружинкой служат переключателем.

После проверки внутренностей редуктора добавляем смазку WD-40 (а лучше масло солидол) на шестеренки.

Вентилятор не вращается после включения: проверка конденсатора

Рассмотрим другой случай, когда вентилятор работает, но только когда нужно вручную сделать оборот винта. А еще в таком случае он может остановиться, если рукой придержать лопасти винта. И при этом двигатель сильно гудит.

Неисправность может быть в конденсаторе. В бытовых розетках однофазная сеть. А в обычных вентиляторах стоят асинхронные двигатели переменного тока. Для того, чтобы двигатель начал свое вращение, нужна несимметрия тяги, и для этого понадобится вторая фаза. И получить «эффект» второй фазы можно при помощи фазосдвигающего конденсатора. Грубо говоря он подталкивает двигатель к работе.

Еще одна роль такого конденсатора – он подталкивает двигатель своим зарядом в первое секунды включения. Если конденсатор не исправен – значит двигатель нужно будет подталкивать вручную, но это чревато последующим сгораниям двигателя, да и крутиться он будет хуже. Поэтому нужно поменять конденсатор.

При этом нужно иметь в виду, что может быть и такая ситуация, когда неисправен не только конденсатор, но и обмотка электродвигателя. Симптомы неисправностей будут схожими. А пока что попробуем проверить конденсатор на исправность.

Где находится конденсатор

Обычно конденсатор в вентиляторе находится под пластиковым кожухом электродвигателя

В некоторых моделях конденсатор размещают в корпусе с кнопками.

Из-за чего выходят из строя конденсаторы в вентиляторах

Из основных причин можно отметить:

  1. Механические повреждения, т.е последствия удара;
  2. Со временем даже неполярные конденсаторы могут потерять емкость;
  3. Сетевые помехи.

Методы диагностики конденсатора

Иногда описывают такой метод, что можно просто зачистить небольшой участок проводов, чтобы проверить конденсатор.

Конденсатор следует отсоединить от цепи, чтобы ничего не мешало измерениям.

Кстати, конденсатор может быть заряжен. Не касайтесь двух контактов одновременно руками, чтобы не получить удар током! Чтобы разрядить его, нужно прислонить выводы конденсатора к чему-то металлическому, например, к металлической отвертке. Естественно не касаемся металлической поверхности отвертки при разрядке конденсатора. Так как емкость маленькая, то это произойдет быстро.


Заряженные конденсаторы лучше разряжать через мощные резисторы или лампочки.

На фото выше конденсатор CBB61 с номинальной емкость. на 1,2 микрофарада с допуском 5%, напряжением 400 В, и для работы в сети с частотой 50-60 Гц.

Визуальная диагностика

Визуально обнаружить неисправность полярных конденсаторов просто. На корпусе будут видны характерные припухлости или остатки электролита с запахом.

А вот с неполярными сложнее, поскольку их емкость очень мала, и из них как правило ничего вытекать не может. Внимательно осматриваем конденсатор на наличие соколов, повреждений корпуса и отошедших контактов. Сколы на корпусе могут появиться из-за падения вентилятора на пол.

Если визуально ничего не удалось обнаружить, то переходим к диагностике мультиметром.

Простая проверка неполярного конденсатора мультиметром

Для простой проверки неполярного конденсатора можно использовать режим проверки сопротивления у мультиметра (омметр).

Дело в том, что исправный конденсатор не будет пропускать постоянный электрический ток. Он будет постепенно заряжаться, пока полностью не зарядится, и ток не прекратится.

Будем использовать все тот же мультиметр DT830B.

Вставляем черный щуп в «COM», а красный в «VΩmA».

Сопротивление выглядит как греческая бука омега «Ω».

И настраиваем мультиметр в режим омметра на максимальную шкалу сопротивления.

Проверяем работу мультиметра соединив вместе щупы. Он должен показать значение на экране «0», т.е. сопротивления между щупами нет.

Как присоединять щупы – это тут не принципиально. Конденсатор не полярный, поэтому щупы можно ставить на контакты вне зависимости от их цвета и подключения. Не забываем перед любыми измерениями разрядит конденсатор, чтобы он не влиял на значения, и не повредил измерительный прибор.

Теперь присоединяем щупы мультиметра к конденсатору. Он должен заряжаться, пока сопротивление не дойдет до зашкаливающих значений, т.е. пока прибор не покажет «1» или «OL».

Но мультиметр показывает какие-то значения сопротивления

Значит ли это, что конденсатор неисправен? А вот и нет. На фото выше показано как не надо делать измерения. Нельзя двумя пальцами или руками дотрагиваться до металлических контактов щупов или деталей. Ваше тело будет шунтировать измерения. У исправного конденсатора сопротивление будет в сотни раз выше по сравнению с сопротивлением вашего тела. Соответственно, так держать щупы мультиметра нельзя. Конденсатор не будет дальше заряжаться от мультиметра.

А если не касаться контактов, то исправный конденсатор будет постепенно заряжаться, и дойдет до «1» или «OL» (хотя у некоторые мультиметры могут дойти до тока утечки). Емкость у такого конденсатора не велика, это произойдет быстро.

Но если неполярный конденсатор будет показывать сопротивление, или даже будет показывать около нулевые значения, то он с большой долей вероятности окажется неисправным.

Проверка емкости неполярного конденсатора

Для измерения емкости будет использован мультиметр DT9205A, у него есть функция измерения.

Вставляем черный щуп в «COM», а красный в «mA» у которого рядом графическое отображение конденсатора.

Шкала с емкостью на барабанном переключателе обозначается букой F (Фарад).

И переключаем мультиметр на шкале на предел в 2 мкФ, поскольку проверяемый конденсатор имеет заявленную емкость 1,2 мкФ +5%.

Так же проверяем работу мультиметра. Если все подключено правильно, то при замыкании щупов друг с другом мультиметр покажет зашкаливающее значение.

Конденсатор исправен. К допуску 5% добавляется погрешность мультиметра, поэтому показания прибора не будут на 100% точными.

Если емкость ниже чем примерно на 10-20%, то конденсатор нужно будет поменять.

Как найти аналог поврежденного конденсатора и поменять его

Все параметры нового конденсатора должны быть равны или чуть больше, чем указано на корпусе у неисправного.

Можно взять конденсатор немного большей емкости, но не слишком больше чем у несправного конденсатора, иначе электродвигатель будет медленнее крутиться.

Тоже самое касается и напряжения. Вентилятор будет вращаться с прежней скоростью, но чем больше допуск по напряжению у конденсатора, тем он сам больше. Он может просто не влезть в корпус.

Еще можно взять два одинаковых конденсатора, например, на 2,5 мкФ, и соединить их последовательно.

Суммарная емкость будет около 1,25 мкФ, и увеличится допустимое напряжение. И конечно параметры по частоте у конденсаторов должны быть не ниже, чем у неисправного!

Можно поступить иначе, соединить два конденсатора по 2,5 мкФ параллельно друг с другом, и получится емкость тоже примерно 1,25 мкФ.

При параллельном соединении допустимое напряжение конденсаторов будет равно тому допустимому напряжению конденсатора, у которого оно самое низкое в цепи.

Можно либо скруткой, либо пайкой соединить провода с конденсатором. И точно также, как и сетевые провода изолировать открытые участки контактов термоусадками и изолентой.

Если все-таки после замены конденсатора проблема остается или двигатель нагревается, то причина может быть в обмотке двигателя.

Вентилятор не переключает скорости

Еще одна из популярных неисправностей, когда вентилятор не переключается на другие режимы. Кнопка нажимается, а он либо не крутится, либо не меняет режим работы.
Основными могут быть три причины:

  1. Обрыв провода с кнопок;
  2. Неисправность кнопок;
  3. Неисправность обмотки электродвигателя.

Для дальнейшей диагностики нужно разобрать корпус блока управления вентилятором.

Разбираем корпус.

Достаточно открутить винты.

И внутри находятся контакты кнопок, от которых идут провода.

Все подобные вентиляторы примерно одинаково устроены внутри блока управления.

С барабанным переключателем (слева) отличий не так много.

Ниже пример провода, который отошел от контактов. Причиной повреждения пайки могут быть плохая заводская пайка или удар по корпусу.

Наносим жидкую канифоль, добавляем припой, потом еще раз канифоль, и припаиваем провод. Температура паяльника так же около 260 °C.

Проверка кнопок вентилятора

Переключаем мультиметр в режим прозвонки. Один щуп ставим на контакт вилки, а другой на контакт кнопки, где указана цифра «0». Если мультиметр не показывает около нулевые значения, значит поставьте щуп на противоположный контакт вилки.

Нажимаем первую кнопку вентилятора.

Она должна прозваниваться в нажатом состоянии, если касаемся щупом вилки, и ее контакта.

Примерная принципиальная схеманапольного вентилятора.

Если кнопки и проводка оказались исправны, то тут может быть проблема в обмотках двигателя. Проблема с обмотками заключается в том, что их очень дорого и долго перематывать (тем более если нет опыта в перемотке).

Если просто провод поврежден, то его можно припаять, но перематывать обмотку или весь двигатель целиком выйдет намного дороже, чем купить новый целый вентилятор.

Сложности с перемоткой двигателя и обмоток

Ради интереса можно попробовать перемотать, но с точки зрения ремонта и экономии средств – нет. Даже опытные мастера не берутся перематывать их из-за дороговизны. В двигателях вентиляторов используется или медная проволока, или алюминиевая.

Чтобы перемотать обмотки двигателя нужна новая проволока. Старая проволока не подойдёт из-за того, что ее изоляция будет слишком хрупкой при многочисленных перемотках. Поэтому придется покупать новую проволоку.

Нужно будет считать витки, изолировать обмотки, тщательно все наматывать виток к витку. Пример перемотки большого двигателя ниже на видео.

И на видео пример большого двигателя. А в вентиляторах устанавливаются маленькие.

Перематывать стоит большие двигатели и трансформаторы, которым трудно найти аналог.

Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка

Чтобы выявить первопричину неисправности, необходимо узнать, из каких частей состоит вентилятор. Вне зависимости от типа (напольный или настольный) прибор обладает совершенно одинаковым устройством. Разница заключается лишь в длине стойки.

Схема вентилятора

Проблемы в работе вентилятора бывают разные, и у каждой из них есть свои причины и признаки.

Вентилятор не включается

Прибор может не включаться, но в этом случае важно обратить внимание, загорается лампочка или нет при попытке запуска аппарата. Если индикатор светится, а устройство не включается, значит, сломался блок с кнопками, который располагается на стойке вентилятора.

Если лампочка на корпусе не включается, и прибор не издает звуков, возможно, в розетке отсутствует напряжение, или причина кроется в поломке шнура, вилки. При невозможности запуска бытового прибора и исключении вышеописанных причин, проблему стоит искать в электродвигателе.

Плохо вращаются лопасти

Лопасти могут медленно вращаться по нескольким причинам. Основная из них – нехватка смазочного материала в подшипниках скольжения. Иногда лопасти деформируются под высокими температурами от двигателя (когда прибор работает слишком долго, происходит перегревание). В этом случае лопасти цепляются за защитную сетку, поэтому обнаружить такую проблему просто и быстро.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Проблема в кривошипе. Скорее всего, его крепежные винты ослабли, и надо всего лишь затянуть их. Если агрегат поворачивается, но «со скрипом», то есть, туго и с паузами, разберите корпус вентилятора и проверьте состояние и сцепление шестерен в редукторе. Убедитесь, что переключатель свободно перемещается вверх-вниз. Нужно будет вынуть вал и главную шестерню для того, чтобы смазать их. Собрать все смазанное обратно. При износе шестерен соберите вентилятор без редуктора – он будет работать в статичном положении. Но будет ведь.

Кулер гудит и не вращается

Многие люди ошибочно называют кулером вентилятор, но в действительности это охлаждающий прибор, который может и не иметь лопастей. Главное предназначение кулера – выведение нагретого воздуха из вентилятора. Иногда он гудит, но не вращается. Тут причин несколько:

  • недостаток смазочного масла в подшипниках;
  • поломка конденсатора;
  • неисправность двигателя.

Вентилятор шумит и скрипит

Дело в деформации пропеллера или в ослаблении крепежа подшипника скольжения. Вспоминайте, может, вы вытаскивали его на солнце и забыли там или вообще роняли много и сильно. Отключите прибор от сети и начинайте его разбирать. Осмотрите защитную решетку на предмет деформации – возможно, лопасти при вращении касаются ее вдавленных частей. Выпрямить все изгибы можно руками. Снимите пропеллер, осмотрите и его лопасти – тема та же. В отличие от решетки выпрямить полиуретан руками не выйдет. Придется менять пропеллер. Если же там все ровно, проверьте крепеж подшипника – закрутите все болты.

Несмотря на некоторые внешние отличия различных моделей вентиляторов, принципы их устройства и ремонта одинаковы. Не грустите, если ваш вентилятор сломался, не спешите нести его на свалку и искать на чердаке бабушкино опахало – все не так сложно и чаще всего исправимо.

Другие неисправности

Что еще может произойти с напольным и настольным вентилятором:

  1. Поломка конденсатора. В бытовых вентиляторах обычно используется сухой тип, изготовленный из пластмассы, которая легко деформируется из-за перегрева.
  2. Неисправность электрического двигателя. Основной признак – прибор не запускается или выдает неестественные звуки.
  3. Неполадки в блоке управления. Чаще всего причина кроется в червячной передаче и диффузоре.
  4. Если есть переключатель скорости, то вентилятор может не работать по причине его неисправности. Причина – обрыв обмоток.
  5. Редко выход из строя вентилятора заключается в роторе. Такое бывает на фоне перегрева мотора.

Вне зависимости от причины неисправности напольного и настольного вентилятора, проведите самостоятельную диагностику, которая позволит выявить участок и причину слома.

Какие инструменты нужны, чтобы разобрать вентилятор

Для того, чтобы разобрать вашего старого друга — воздухомеса, вам потребуются следующие инструменты:

1. Крестообразная отвёртка (возьмите к ней несколько крестообразных бит)

2. Нож (чтобы поддеть одну маленькую беленькую заглушку).

Диагностика неполадок

Неисправности напольных и настольных вентиляторов бывают 2-х видов – механические и электрические. Именно на первые простой обыватель не обращает особого внимания, а ведь это ведет к поломке в электрической части прибора. К примеру, если заклинил вал, а оборудование продолжает работать, то это бесспорно вызовет перегрев электродвигателя. Если разбалтывается подшипник, то в будущем повредится обмотка статора.

Перед диагностированием вентилятора в домашних условиях отключите прибор от электропитания. Агрегат часто не включается из-за неисправности шнура или розетки, поэтому в первую очередь к блоку питания подключают любой другой прибор. Если он не включается, значит, виновник – розетка, которую нужно починить.

Чтобы осмотреть внутреннее оснащение вентилятора, разберите его, действуя по следующей схеме:

  1. Снимите основной обод.
    Основной обод вентилятора
  2. Открутите на защитной сетке крепежи и снимите её переднюю часть.
  3. Отсоедините пропеллер с лопастями. Особенность – в вентиляторах пропеллер крепится при помощи гайки с левосторонней резьбой, которая прикручивается к валу электродвигателя. Следовательно, откручивают крепеж по часовой стрелке, а закручивают наоборот.
    Отсоединение пропеллера
  4. Уберите защитную сетку сзади, откручивая гайку.
    Снятие защитной сетки
  5. Открутите 4 винта.
    Отсоединение винтов
  6. Снимите весь крепежный материал с кожуха мотора и уберите панель. Не забудьте о болте, который располагается на рукоятке, регулирующей вращение корпуса. Если этого не сделать, не откроется доступ к двигателю.
    Снятие кожуха
  7. Снимите заглушку с задней стороны прибора.
    Снятие заглушки
  8. Открутите шуруп.
    Снятие заглушки2
  9. Доступ к двигателю открыт.
    Двигатель вентилятора

Так как поломка часто связана с недостатком смазки, обязательно капните несколько капель технического масла на втулку.

Вал вентилятора

Проверните вал сначала в одну, потом в другую сторону для лучшего впитывания смазочного материала. После этого соберите вентилятор в обратном направлении, включите прибор и проверьте на работоспособность.

Более наглядно про то, как разобрать вентилятор и провести диагностику неисправностей смотрите в этом видео:

Механические неисправности

Чтобы обнаружить неисправности механической части вентиляторного устройства, обратите внимание на такие проявления:

  • посторонние звуки (шумы, свисты, скрипы и т. п.);
  • медленная скорость вращения лопастей при работе;
  • трудности с вращением пропеллера при выключенном вентиляторе.

Проблемы в электрической части

Неисправность в электрике проявляется следующими признаками:

  • запах гари;
  • невозможность запуска агрегата;
  • замедление скорости работы пропеллерного механизма при включенном приборе;
  • срабатывание автоматических защитных выключателей (если они предусмотрены).

Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора

Ничего не сказано о способе регулирования скорости, неудивительно. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один поставляет штекер. Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется двумя способами:

  1. Изменение амплитуды напряжения.
  2. Коммутация обмоток с неодинаковым количеством витков.

Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения. На каждом из проводов сидит неодинаковое количество витков. Выйдет из строя одна скорость (две), кембрики придется резать, следовательно, станет очевидной и электрическая схема двигателя. Усидчивый мастер намотает новую катушку, ленивый возьмет с клиента деньги на покупку нового двигателя (старый пустит на цветмет).

Косвенно число витков узнают через соотношения сопротивлений между выводами каждой скорости. Тестер использует постоянное напряжение для измерения величины, поэтому индуктивная часть импеданса выбрасывается из рассмотрения. Число витков прямо пропорционально омическому сопротивлению участка обмотки.

Ремонт наиболее частых неисправностей бытовых напольных и настольных вентиляторов: пошаговая инструкция

В этой части статьи мы поговорим о наиболее часто встречающихся поломках, а также о способах их ликвидации в домашних условиях.

Схема подключения напольного ветилятора

упрощенная схема подключения двигателя вентилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:

Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка
Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка

схема подключения напольного вентилятора 3-х скоростного

Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.

Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка
Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка

Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

прозвонка скоростей вентилятора мультиметром

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

проверка мультиметром проводов питания на вентиляторе

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

прозвонка проводов на вентиляторе мультиметром

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

Замыкание обмоток или обрыв проводов

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

раскручивание вентилятора

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

полуразобранный ветродуй

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

разбор ноги вентилятора напольного

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

провод питания подключенный напрямую к двигателю вентилятора

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

как подключаются провода на кнопках скоростей вентилятора напольного

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

клеммная колодка на кнопках скоростей вентилятора напольного

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

Как проверить обмотки вентилятора

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

общая точка цепи питания вентилятора

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

схема измерения сопротивления обмоток вентилятора

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

как измерить сопротивление обмоток двигателя напольного вентилятора

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.

проверка и измерение сопротивления обмоток напольного вентилятора мультиметром

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

Разборка и неисправность двигателя

как разобрать двигатель вентилятора напольного

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

как снять крышку с двигателя напольного вентилятора

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.

Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка
Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка

как вытащить провода из ножки вентилятора

Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

разборка двигателя вентилятора

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

как разобрать и собрать двигатель напольного вентилятора своими руками

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

Как правильно подключить конденсатор в электродвигателе

Итак друзья, для напоминания, — мы рассматриваем подключение однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

Для правильного подключения конденсатора, состоящего в электрической схеме двигателя, необходимо определить:

  • рабочую;
  • пусковую

обмотки статора. Конденсатор в схеме соединяется последовательно с пусковой обмоткой.

Здесь нужно усвоить, что пусковая обмотка по своему значению имеет наибольшее сопротивление и в данном варианте такое сопротивление составляет — 1,125 кОм. Ни в коем случае нельзя соединять конденсатор с рабочей обмоткой, — это приведет к перегоранию обмоток статора электродвигателя в следствии первоначального возникновения большого пускового тока. Из раздела электротехники нам известно, что сила тока увеличивается — по мере уменьшения сопротивления.

Как намотать простейшую индуктивность для вентилятора

Разбиравшие детские машинки, в курсе: внутри часто стоит индуктивность, обыкновенная проволочная катушка. В бытовых вентиляторах картина аналогичная. Скажем об устройствах розжига электроплиты, других приборов. Катушки индуктивности доступно намотать, используя специальное приспособление. Ремонт вентиляторов своими руками получится выполнить, не прибегая к помощи мастера.

Понадобится доска. Полуметровый кусок фанеры, несущий две пары стоек. С одной будет сматываться проволока, на другой – набираться новая катушка индуктивности. Меж парами стоек ось свободно вращается. Для автоматизации процесса предусмотрите наличие приспособлений для подключения привода от шуруповерта, дрели или иного устройства аналогичного толка. Для ручной перемотки используйте ручку, как у кинооператоров в стареньких фильмах.

Намотка индуктивности

Перед намоткой индуктивности размотайте старую. Катушку предварительно прозвоните, чтобы ремонт канальных вентиляторов и центробежных вентиляторов не включал в себя лишней работы. Один конец катушки верхний. Какой именно, легко понять, сняв изоленту, другой вид защитного покрытия с витков. Начинается процесс смотки. Понятно, потребуется каркас. В простейшем случае можно обойтись деревянной катушкой для швейных ниток. При смотке недопустимы излишний натяг, послабление проволоки. Медь оттягивается пальцем вверх. Включается привод, опционально помогает вторая рука. Обрыв произошел в начале/конце, проволоку используйте для намотки новой индуктивности. В противном случае лучше по измеренной длине прикупить новых комплектующих.

Вне зависимости от разновидности вентиляторов намотка ведется рядами от края и по принципу челнока. Витки ложатся поплотнее друг к другу, что контролируется пальцем придерживающей проволоку руки. Концы выводятся в точности, как сделано у исходной катушки, чтобы не забивать голову подробностями, рекомендуется провести съемку на мобильный телефон того, как выглядел бытовой вентилятор до проведения ремонта. Касается колодок, клемм, кнопок, реле и двигателя. Как только намотка окончена, концы закрепите. Катушка звонится. Если сигнал не проходит, то виновата лаковая изоляция проволоки. Снимается таблеткой аспирина и паяльником, повторите комбинацию перед лужением. Доставайте жало, ждите разогрева.

Блок питания вентилятора

Параллельно найдите кусок изоленты обмотать катушку бытового вентилятора. Очищенный от изоляции провод звонится, в случае успеха залудите с обоих концов. Бытовой вентилятор готов к работе, собирайте электрические соединения, ставьте катушку на место, ремонт окончен. Проверим прибор, хорошо ли работает от сети. При неприятном звуке, издаваемом двигателем, примените смазку. Пропали скрежет и писк? Процедура пошла бытовому вентилятору на пользу. Шумность существенный фактор при эксплуатации домашней техники. Подключайте блок управления вентилятором, прибор готов к эксплуатации.

Неисправность термопредохранительного реле

термореле и предохранитель на напольном вентиляторе где стоит

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

термопредохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.

Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка
Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка

как прозвонить и проверить термореле предохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.
Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

Смещение вала и обрыв витков

оборванные жилки проводов на обмотках двигателя вентилятора

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

сместился вал на двигателе вентилятора ремонт

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

потертости и царапины на роторе двигателя вентилятора

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

не работает вентилятор

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

Лампочки

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Не крутится кулер на процессоре, блоке питания или видеокарте

Если не крутится кулер на процессоре, на видеокарте и в блоке питания, то у вас могут быть две причины.

nekrutkul

Первая причина, самая распространённая и не затратная, кулер перестал крутится потому что у него высохла смазка и после одной капли масла он будет вам служить верой и правдой.

Вторая причина, это вышедшей из строя кулер его можно проверить мультиметром в режим прозвонки, если он будет прозваниваться то значить кулер в рабочем состояние. Прозванивать нужно черный и красный провода.

Как работает кулер компьютера?

Почти все вентиляторы компьютерного охлаждения сконструированы вокруг сборки подшипников скольжения, хотя я столкнулся с некоторыми вентиляторами компьютерного охлаждения, которые используют узел шарикоподшипников. В этой статье я остановлюсь на сборке подшипников скольжения.

kuleroil
Узел подшипника скольжения состоит из вала (к которому прикреплена лопасть вентилятора), который вращается внутри неподвижного цилиндра. В этом случае цилиндр выполнен из пористого металла, пропитанного маслом. По мере того, как вал вращается, масло выталкивается из цилиндра, создавая пленку масла, по которой движется вал. Эта пленка масла предотвращает контакта металла об металл и тем самым устраняет трение и почти все шумы. Этот тип подшипникового узла подшипника показан на рисунке выше.

Узел подшипника скольжения состоит из вала, который вращается внутри неподвижного цилиндра.

В идеальном подшипниковом узле количество масла в подшипнике является правильным количеством и остается постоянным на протяжении всего срока службы вентилятора. Однако, если сборка не запечатана должным образом, часть масла может со временем высохнуть. Когда это произойдет, вращающийся вал войдет в непосредственный контакт с неподвижным цилиндром, который создает звук соскабливания или шлифования.

В дополнение к шуму, повышенное трение приведет к вращению вентилятора медленнее, что, в свою очередь, уменьшит поток воздуха. Если воздушный поток будет уменьшен, система будет работать более горячая, чем должна, что подвергает определенные компоненты риску сбоя. Пополнение запаса масла в узле подшипника скольжения изменит это условие.

Как смазать кулер видеокарты и процессора

Для смазывания кулера видеокарты нужно предварительно снять видеокарту на ней будет находится кулер с радиатором, желательно если вы давно не меняли термопасту снимать кулер вместе с радиатором и заодно поменять термопасту, читайте также как правильно наносить термопасту здесь. Под лопастями кулера будут находится в основном 3 болтика откручиваем их и отсоединяем кулер от радиатора но должен выйте без усилий.

kul211

С обратной стороны крыльчатки есть стикер также отклеиваем и смотрим если там пластиковая или резиновая крышка то снимаем крышку и катаем каплю масло прокручиваем крыльчатку пальцами и собираем все в обратном порядке.

kul111

koolerv

Если за стикером нет крышки то берем сверло от 2-4 мм, и дрель можно если дрели нет можно прокручивать сверло пассатижами или проковырять ножом если совсем нечего нет, убираем пластиковую стружку и капаем 1-2 капли масла и заклеиваем изолентой просверленное отверстие чтобы масло никуда не делось.

Далее собираем всё в обратном порядке.

С смазкой кулера процессора в основном практически все тоже самое только отличается крепления кулера к радиатору. Он может фиксироваться защелками или крепится болтиками. Также есть виды кулеров где вам не потребуется отсоединять кулер от радиатора чтобы смазать, на них кулер стоит сразу нужной нам стороной.

Как смазать кулер блока питания и кулер системного блока

kuler21

Для начала откручиваем кулер в компьютера, отсоединяем провода идущие к кулеру, очищаем то пыли, и ложим его на стол, если этот кулер с блока питания или кулер с отвода теплого воздуха с системного блока, то аккуратно снимите стикер находящийся с противоположной стороны лопастей. Там должен быть уплотнительная резинка или пластикатовая крышка которую нужно открыть и с помощью шприца капнуть каплю масла.

Затем пальцами прокрутить лопасти кулера, чтобы масло распределилась равномерно по всей поверхности. Далее закрываем уплотнительную резиновую заглушку, и клеим стикер, если стикер не приклеивается то заместо него клеим кусочек изолены.

Также существует неразборные кулера у них за стикером нет резинового уплотнителя там впаяна пластиковая вставка. Однако и такой тип кулера можно смазать но это более сложнее. Но у некоторых неразборных кулеров нет фиксировано шайбы поэтому крыльчатка может выйти с помощью незначительных усилий пальцами, пробуем отделить лопасти кулера от корпуса без сильных усилий если лопасти кулера отделились то смазываем вал маслом и вставляем его обратно если нет то читаем дальше. Для смазывания неразборного кулера нам понадобится дрель или пассатижи и сверло не слишком большого размера 2-4 мм. Высверливаем в центре отверстие, только будьте аккуратны, не переусердствуйте и не повредите вал и подшипники, убираем пластиковую стружку из отверстия затем капаем 1-2 капли масла в просверленное отверстие желательно с помощью шприца. После смазывания прокрутите лопасти кулера для равномерного распределения масла и закройте отверстие изолентой или чем-нибудь другим на ваш выбор, главное чтобы масло не выбежало обратно.

Советую не заливать масла по самые края так как лишние масло все равно вытечет.

Чем можно смазать кулер

oil

Многие люди используют WD-40 для смазки всех видов скрипучих или шумных механических компонентов вокруг дома и офиса. Но не пытайтесь использовать WD-40 для смазывания вентилятора компьютера. WD-40 разработан как очиститель / обезжириватель, который можно использовать для ослабления застревающих деталей, предотвращения коррозии и вытеснения воды — все виды проблем, которые обычно не встречаются в компьютерных вентиляторах. WD-40 также является легкой смазкой, которая лучше смазывает что-то вроде шарнира, который только иногда перемещается, а не компонент компьютера, такой как вентилятор, который постоянно движется с высокой скоростью.

Я предпочитаю использовать машинное масло или масло для швейных машин, поскольку оно, помимо того, что является легким маслом, обладает отличной вязкостью, хорошо держится при высоких температурах и специально предназначено для смазывания движущихся частей, работающих на высоких скоростях. Также есть специальная силиконовое масло для кулеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *