Ремонт кран буксы
Течет кран букса как починить? Запорная арматура для перекрытия потока, которая в результате вращения изменяет водяной напор, получила название кран-буксы. С помощью нее подается и перекрывается водяной поток в классических смесителях. Кран букса состоит из кинематического элемента, штуцера и шлямбура. Обычно их износостойкости хватает до шести лет, но все зависит от условий использования и числа жильцов в вашей квартире. Даже если оно стало неисправным, его легко заменить, если знать разницу между отличительными деталями, в которых представлены кран-буксы.
Кран-буксы: различия между устройствами и возможные поломки
Современные смесители — это надежные механизмы, которые при правильной эксплуатации могут служить вам долгие годы без ремонта и нареканий. Но даже они не вечны, и рано или поздно могут износиться детали. Недорогая цена кран-буксы позволяет купить ее и заменить в любое удобное для вас время, но, если по какой-то причине покупка нового изделия не представляется возможной, его всегда можно отремонтировать, следуя нашим советам. Как определить, что сломана именно кран-букса? Обратите внимание на такие детали:
- Отсутствует ли в пограничных положениях удержание вентиля?
- Ослабла ли сила струи?
- Течет кран букса при закрытом вентиле ?
- Как происходит включение? Ударами и резкими рывками?
- Есть ли течь под маховиком?
- Издает ли непривычный шум трубы после открытия крана?
Если у вас хотя бы один из этих случаев, скорее всего, кран-букса пришла в негодность. Чтобы понять, как восстановить этот элемент, надо знать, чем отличаются разные виды кран-буксы.
Червячные кран-буксы
Конструкция вала поворотного штока червячной кран-буксы отразилась на ее названии. Эта модель относится к изделиям старого образца, но до сих пор производится и используется.
Стыковаться ей с краном дает возможность резьба снаружи корпуса. Специальные ниши на поверхности позволяют применять при работе инструменты для закручивания.
Данная деталь предусматривает наличие одного из двух видов внутренних сердечников:
- В резьбовых по отношению к винту с резьбой берется противоположное направление по нарезанию витков.
- С направляющими под запорную арматуру в виде клапана, который относится к подвижному типу.
Резиновая прокладка дала этой детали второе название – резиновая кран-букса.
К преимуществам червячной передачи относят:
- Точность регулирования напора;
- Низкую цену, если сравнивать с другими устройствами;
- Возможность покупать или же изготавливать самому прокладки;
- Простоту обслуживания и ремонта;
- Наличие большого выбора, поэтому вы легко найдете нужную деталь для своего смесителя.
К недостаткам червячной буксы относят вынужденное долгое вращение маховика, чтобы настроить необходимый вам напор воды, а также факт того, что ее комплектующие за короткое время приходят в негодность.
Ремонт керамической кран буксы
Учитывая быстрый износ червяных конструкций, были созданы как достойная замена керамические кран-буксы. Данные изделия получили повышенную надежность и износостойкость, а значит, и больший срок службы без поломок. Плотное прилегание керамических кругов хорошо регулирует поток воды. При этом запорный механизм смещается всего на девяносто градусов, чтобы пошла вода. Долго крутить, как с червячным элементом, уже нет необходимости.
Среди преимуществ керамической кран-буксы выделяют:
- Бесшумность использования;
- Простота реставрации и замещения;
- Минимум манипуляций;
- Большой срок службы, практически равный сроку службы самого смесителя.
К недостаткам относится точность настройки потока – тем, кто впервые сталкивается с такой системой регулирования, приходится учиться «чувствовать» свой смеситель и понимать, в каком положении достигается поток необходимой силы. Но это не все недостатки. Керамические кран-буксы чувствительны к примесям воды и могут изнашиваться из-за ее низкого качества. Поэтому рекомендуется использовать фильтры, если вода у вас нуждается в очистке.
Эти модели по цене стоят выше червячных, но окупаются за счет своего длительного срока безупречной работы.
Кран-буксы шаровые
В них металлический шарик играет роль задвижки, регулирующей поток жидкости. Всего четверть оборота, и вода перекрыта. Этот элемент можно встретить на подающей трубе. В кране он не встречается.
Они просты по своей конструкции. При качественной воде и отсутствии повреждений такие устройства могут прослужить до пяти лет.
Как выбрать кран-буксу
Если вы решили приобрести кран-буксу, обратите внимание на такие моменты:
- Какой вид был задействован у вас в кране;
- Какой угол поворота (важно для керамики);
- Форма стержня и его размер;
- Длину пришедшей в негодность кран-буксы;
- Количество углублений;
- Диаметр посадочного гнезда.
Для кран-буксы, изготовленной в России, вы всегда сможете найти аналог. Если же предыдущая модель была импортного производства, вам необходимо будет купить кран-буксу, в комплекте с которой идет маховик.
Самым правильным решением будет наличие старой буксы у вас в руках во время покупки. Так вы сможете сравнить, смогут ли элементы заменить друг друга, и не придется долго объяснять консультанту, что именно вы хотите купить – он сразу вам выдаст нужную деталь и свои рекомендации.
Основные поломки кран-буксы
Пришла пора начинать ремонт, если вы заметили, что:
- Течение струи воды стало неравномерным;
- Крайние положения вращающегося рычага перестали фиксироваться;
- Вода сочится из водопроводного вентиля;
- В закрытом положении все равно идет струя.
Узнали свой случай? Значит, пора готовиться к восстановительным работам. К счастью, сделать это вы можете, не прибегая к помощи специалиста. Для этого вам заранее необходимо приготовить такие инструменты, как отвертки, ключ гаечный накидной на семнадцать, фумку, нож, смазку, устойчивую к воде, разводной ключ. Если все это у вас есть в наличии, можете приступать к ремонту. Какие инструменты из этого списка вам точно понадобятся, вы увидите в процессе.
Как отремонтировать керамическую кран-буксу?
Кран-букса российского производства: 1 — головка под гаечный ключ; 2 — штуцер; 3 — задняя и передняя резьбы; 4 — винт червячный (резьба — левая); 5 — прокладка головки; 6 — головка квадратная под маховик; 7- шайба быстросъёмная; 8 — шток-шестигранник; 9 — упор прокладки; 10 — прокладка резиновая запорная; 11 — шкворень
Если ваша букса основана на керамическом вкладыше, поломка может возникнуть по таким причинам:
- Пришли в негодность пластины из керамики. Скорее всего жидкость в вашем кране далека от идеального качества. Значит, вам потребуется ремкомплект, в котором будут включены диски необходимых вам характеристик.
- В паре шток-корпус произошла выработка. Такая поломка возникает со временем. К сожалению, ее не отремонтировать. Надо просто провести замену на новую.
- Попадание песка или ржавчины. По этой причине прилегание не плотное, поэтому у вас течет вода. Чем дольше вы пользуетесь краном с такой поломкой, тем больше вероятность появления царапин и ухудшения ситуации.
- Уплотнительные элементы повреждены. Силиконовые и резиновые кольца со временем изнашиваются, теряя свою эластичность. Это может стать причиной протечки.
Демонтируйте смеситель и разберите его, чтобы узнать, какая из этих поломок произошла в вашем конкретном случае.
Как разобрать кран буксу смесителя
До начала ремонта полностью отключите подачу воды в системе. Далее приготовьте инструменты, использование которых вам может пригодиться. Подтяните смеситель, чтобы открыть доступ к болту. Открутите его и снимите вентиль. Если произошло залипание, постучите слегка по нему.
Почистите все элементы. Снимите декоративную накладку экрана руками или ключом номер 17-ть. Вы откроете доступ к кран-буксе.
Придержите каркас изделия и в направлении обратном вращению часовой стрелки начните выворачивать кран-буксу. Проведите восстановление элемента, опираясь на результаты вашего осмотра.
Как извлечь запорный механизм?
Снимайте неисправный механизм в таком порядке:
- Маховик вентиля для начала надо демонтировать. Осмотрите декоративную заглушку. В большинстве случаев стопорный винт, фиксирующий эту деталь, находится под ней. Подденьте заглушку ножом. Снимите маховик, когда полностью вывернете винт.
- Доступ к вентилю перекрыт декоративной накладкой. Открутите ее при помощи ключа, предварительно обернув деталь плотной тканью, чтобы после реконструкции не осталось следов и царапин. Если резьба покрыта окисью и не поддается разборке, полейте его уксусом или обработайте горячим воздухом строительного фена.
- С помощью разводного ключа прокручивая против часовой стрелки снимите кран-буксу, когда получите к ней доступ.
Пройдитесь по частям смесителя металлической щеткой, как только все будет демонтировано. Осмотрите неисправные детали на предмет повреждений. Если они серьезные, замените этот элемент на новый.
При сборке все действия выполняйте в обратном порядке. Не пережимайте сильно вворачивая детали. Сперва вкрутите деталь вручную, затем приоткройте воду и продолжайте затягивать ключом, пока течь полностью не прекратится. Не забудьте смазать резьбы водостойкой смазкой, чтобы они не спаивались между собой в будущем и легко откручивались.
Ремонтируем вентиль кран-буксы
Уплотнительная прокладка и выход ее из строя часто являются главной причиной протечки. Со временем она теряет свою эластичность, поэтому требуется обновление.
Демонтируйте смеситель и достаньте кран-буксу по пошаговой инструкции, которую мы давали выше. После этого очистите ее от загрязнений и хорошо вымойте.
Разрушение уплотнителя могло привести к появлению протечки. Заменяют его с использованием недорогого ремонтного набора или с помощью самостоятельно вырезанной детали. Бывает так, что по какой-то причине вы не можете этого сделать. Тогда обработайте старую прокладку герметиком и проведите сборку крана. На какое-то время это остановит протечку.
Но не только резиновый уплотнитель мог стать причиной неисправности. Тщательно смотрите на наличие повреждений корпус перед тем, как осуществлять эти манипуляции. Протечка может быть вызвана такой неисправностью.
Меняем прижимную шайбу
Существует еще одна прокладка, которая позволяет компенсировать зазоры. Изготавливают ее из разных материалов. Поломка и износ этой детали происходит потому, что в процессе использования на нее идет сильная нагрузка и она истончается. Это образует щель и возникает протечка.
Для ее замены разберите кран-буксу смесителя, удалив незамкнутое кольцо, вынув из корпуса стержень, демонтировав крепежный элемент и пластины, устойчивые к износу.
Не забудьте до того, как собрать все на место, очистить все элементы и обработать их консистентной смазкой.
Когда вы не смогли купить нужную шайбу, необходимо нарастить старую методом оклеивания ее поверхности изолентой. Также можно постараться из упаковки прозрачного пластика вырезать и подложить прокладку.
Чистим кран-буксу от инородных частиц
Когда наблюдается попадание мусора, это может стать причиной протекания. Аналогично вышеперечисленным методом извлеките и разберите кран-буксу. Внимательно осмотрите керамические элементы, когда уже провели чистку и промывку изделия. При наличии больших повреждений твердым мусором такую деталь необходимо менять, так как эти царапины будут пропускать воду и давать течь.
Конечно, можно сделать попытку отшлифовать поврежденную поверхность, если нет возможности купить новые детали. С этой целью используйте абразивный порошок, предназначенный для инструментов и в авто для притирки клапанов.
Смешайте его с машинным маслом и нанесите на стеклянную поверхность. Выполняя повторение круговых вращений, проведите обработку детали. Добавьте еще приготовленную смесь, если будет нужно. Притрите пластины друг с другом после удаления повреждений. Промойте их и нанесите смазку. Установите все элементы на прежние места.
Как быть, если износилась прокладка кран-буксы?
В случае, когда этот элемент пришел в негодность, он может стать причиной протечки смесителя. Его можно починить или установить новый. Если вы решили сразу поставить неиспользованное изделие, нанесите на него смазку, извлеките старое и установите новую деталь.
Если вы выполняете реставрацию, возьмите силикон и слегка дорастите деталь до нужной высоты. После высыхания соберите заново все элементы конструкции.
Попадание мусора между керамическими пластинами кран-буксы
Наличие мусора приводит к нарушению герметичности и вызывает течь. Если это произошло, вам потребуется разобрать эту деталь, почистить ее пластины и обработать силиконом.
Монтируя все обратно, убедитесь, что вы правильно расположили верх и низ деталей.
Если поверхность покрыта царапинами, замените такие детали. Но при желании вы можете зашлифовать повреждения с помощью порошка способом, который мы описывали выше. Нанесите его на стекло и круговыми движениями трите по нему пластиной. Не забудьте промыть деталь, когда уберете царапины.
Металлические элементы кран-буксы и их поломки
Ремонт бессмысленно проводить, если на запорной головке повредилась резьба, царапины на керамике слишком большие, удлинительный шпиндель или корпус поломан. При этих дефектах изделие необходимо заменить новым.
Ремонт кран-буксы с резиновым уплотнителем
Если же у вас стоит червячная кран-букса, при протечке есть большая вероятность, что у нее износился резиновый уплотнитель. Для замены разберите смеситель, как говорилось в предыдущих главах. Проведите замену, открутив винт. При желании вы сами можете создать ее аналог из резины.
Предлагаем свои рекомендации восстановительных работ для кран-буксы с резиновым уплотнителем:
- Снимите буксу. Удалите винты и уберите прокладку, пришедшую в негодность.
- Вырежьте деталь из резины на замену предыдущей или используйте новую, если она имеется в наличии. Подрежьте на глубину два миллиметра кромку под углом в сорок пять градусов, чтобы она лучше села в седло.
alt=»kran-buksa9.jpg» width=»609″ height=»408″ /> - Снимите старый уплотнитель или фумку с буксы и проложите новый. Смажьте червячную пару. Такие действия повысят эксплуатационный срок арматуры и надолго отсрочат ремонт в будущем.
- Верните кран-буксу в прежнее положение.
Было бы желание, а восстановить кран-буксу вы сможете самостоятельно, не вызывая мастера. Главное, соблюдайте осторожность и используйте прокладки в виде плотной ткани, если откручиваете детали с помощью инструментов. Так вы сможете избежать царапин на корпусе, которые в будущем будут сильно выделяться на отремонтированных деталях.
Надеемся, что эта статья вам помогла устранить протечку, вызванное износом кран-буксы.
Ремонт кран-буксы своими руками: инструкция с фото и видео
Для того, чтобы регулировать подачу воды, водопроводы оснащаются вентильными кранами и смесителями. Как и любое другое изделие, эти изделия время от времени выходят из строя. Чаще всего это происходит из-за износа деталей вентильной головки (ее также называют кран-буксой). Спешить с заменой смесителя не стоит, т.к. во многих случаях неисправность можно устранить самостоятельно.
Оглавление:
Что такое кран-букса
Кран-букса ― главная деталь вентильного смесителя (его сердечник). Благодаря этому нехитрому устройству происходит оперативное включение, выключение и регулировка потока воды. Изменяя горячий и холодный напор, можно легко установить нужную температуру выходящей струи. Состоит вентильная головка из штока и уплотнителей: сверху их защищает металлический корпус, оснащенный резьбовым посадочным местом.
Расположение кран-буксы в смесителе и схема её устройства
Виды кран-буксы
В настоящее время представленные на рынке сантехнической продукции бытовые смесители оснащаются кран-буксами трех типов:
- Червячными.
- Керамическими.
- Шаровыми.
Их отличает прежде всего число оборотов, которые необходимо сделать вентилем для открывания или закрывания воды. Червячный механизм приходится вращать несколько раз, тогда как керамический и шаровый прибор закрывается в пол-оборота.
Червячные
Конструкции старого образца , названные так из-за специфики вала поворотного штока. Внешняя часть корпуса оснащается резьбой, что позволяет стыковать его со смесителем. Для удобства здесь же имеются специальные ниши под гаечный ключ.
Червячная кран-букса
Внутренние сердечники встречаются в двух разновидностях:
- С направляющими под запорный клапан подвижного типа.
- Резьбовые. Для нарезания витков выбирается обратное направление по отношению к червячному валу.
Из-за наличия в устройствах резиновой вставки их еще называют резиновыми . Работа узлов этого типа отличается простотой: вращающийся маховик передает усилие на резьбовую передачу, которая и двигает шток с резиновой прокладкой. В результате достигается плотное прилегание тарелки клапана к специальному внутреннему седлу. Это приводит к перекрыванию водного потока.
Устройство червячной кран-буксы
Чтобы возобновить водоснабжение, необходимо вращать кран в обратном направлении: после появления между узлами клапана зазора жидкость получает возможность поступать из трубы. Сила напора находится в прямой зависимости от размера просвета от тарелки до седла. Использование червячной передачи позволяет очень точно регулировать напор, т.к. шток при вращении маховика двигается очень медленно.
Червячная кран-букса в открытом (слева) и закрытом (справа) положении
Кроме этого, к достоинствам червячных кран-букс можно отнести также следующие характеристики:
- Доступность. В продаже представлен широкий ассортимент вентильных головок резинового типа, что позволяет без проблем подобрать подходящий вариант для любой модели смесителя.
- Несложное обслуживание и замена. Ремонтные мероприятия из-за своей простоты часто проводятся своими силами.
- Возможность самостоятельного изготовления резиновых вставок. Прокладки можно вырезать из подходящей по толщине резины.
- Недорогая стоимость. Самый дешевый вариант среди прочих аналогов вентильных головок.
Имеются также недостатки :
- Быстрый износ комплектующих.
- Для регулировки потока воды приходится довольно долго вращать маховик.
Керамические
Эти модели были разработаны в качестве альтернативы резиновым кран-буксам, превосходя их долговечностью, надежностью и стойкостью к износу. Состоит керамическая вентильная букса из корпуса, внутри которого имеется статичный керамический диск с серией отверстий. Поворотный шток оснащен идентичной вставкой. При повороте вентиля на 90 градусов происходит совмещение каналов обеих прокладок, что открывает дорогу для воды.
Керамическая кран-букса
Точность прохождения жидкости исключительно по предназначенным для этого каналам достигается хорошей плотностью прилегания керамических кругов. Для регулирования или перекрывания потока достаточно проводить небольшие манипуляции вентилем. Это позволяет или частично совмещать, или полностью перекрывать каналы.
Керамические кран-буксы в смесителе
Сильные стороны керамических букс:
- Долговечность. Потребность в ремонте детали возникает крайне редко. Часто бывает так, что ее срок службы совпадает с эксплуатационным сроком самого смесителя.
- Скорость управления. Здесь не потребуется, как в случае с червячной головкой, долго вращать маховик, прилагая при этом усилия. Для полного перекрывание достаточно повернуть вентиль всего на пол-оборота. Иное дело, что при этом страдает точность настройки, но этот навык обычно приходит с опытом.
- Простой ремонт и замена. Как и в случае с резиновыми моделями, особые сантехнические навыки для этого не потребуются.
- Бесшумность работы.
- Повышенные требования к качеству воды в трубопроводе. Наличие в жидкости песка и других примесей негативно сказывает на керамической поверхности: буксы в таких условиях быстро выходят из строя. Чтобы максимально продлить срок службы керамической крановой головки, водопровод оснащают фильтрующими узлами для очистки воды от грязи.
- Дороговизна. За смеситель с керамической буксой приходится платить дороже, чем за резиновые аналоги. Однако благодаря долговечности стоимость устройства окупается на протяжении ближайших нескольких лет.
Вентильные головки могут различаться по следующим признакам:
- Разный изготовитель (зарубежные или отечественные модели).
- Максимально возможная температура и давление жидкости.
- Скорость прохождения водяного потока.
- Количество шлицов на штоке под вентиль (20 или 24).
- Размеры. При замене рекомендуется приносить с собой старую буксу.
- Вид резьбы: 3/8, 3/4 и 1/2 дюйма. Наиболее распространены изделия последнего типа.
Шаровые
Имеют очень простую конструкцию: в роли перекрывающей поток задвижки здесь выступает обычный металлический шар. Для полного прекращения движения воды нужно повернуть вентиль всего на 1/4 оборота. Шаровыми буксами в основном оснащаются краны на подающей трубе: внутри смесителей они не используются.
Шаровая кран-букса
Ремонт керамической кран-буксы
После обнаружения поломки керамической вентильной головки существует три варианта действий:
- Провести ремонт.
- Заменить износившуюся деталь.
- Заменить кран-буксу полностью.
Проще всего реализовать последний вариант, однако для этого потребуются дополнительные финансовые траты. Поэтому при возможности головку стараются отремонтировать.
Как снять кран-буксу
Затевая ремонт кран-буксы, воду в системе нужно полностью перекрыть. После этого готовят необходимые инструменты: плоскую и крестообразную отвертки, плоскогубцы, набор ключей.
Демонтаж маховика проводится простым подтягиванием вверх. Это открывает доступ к фиксирующему болту, после откручивания которого вентиль легко снимается. Иногда он прикипает к корпусу смесителя: устранить такую проблему можно осторожным постукиванием по нему одним из ключей.
Сняв вентиль, производят чистку резьбы и маховика. Далее ключом на 17 (или вручную, в зависимости от типа смесителя) снимают декоративную накладку крана. Этим освобождается доступ к кран-буксе. Для ее выворачивания понадобится разводной ключ: его вращают против часовой стрелки, придерживая корпус.Для чистки резьбы смесителя обычно применяют кордовую щётку.
Инструкция по снятию кран-буксы со смесителя
Подробнее про то, как снять кран-буксу со смесителя можете посмотреть в видео :
Дальнейшие ремонтные действия зависят от вида неисправности.
Износ прокладки кран-буксы
Чаще всего протечки смесителя с керамической головкой связаны с тем, что силиконовая прокладка теряет свою функциональность. Проблему можно решить или заменой, или починкой уплотнителя. В первом случае износившуюся прокладку просто извлекают из посадочного углубления, заменяя ее новой (ее рекомендуется смазать водостойкой смазкой).
Замена прокладки кран-буксы
Что касается ремонта, то после извлечения кран-буксы из корпуса смесителя производят наращивание ее недостающей высоты с помощью тонкого слоя силикона. После этого головка ввинчивается обратно.
Между керамических пластин попал мусор
Если в пространстве между керамическими поверхностями окажется песок или другие инородные частицы, это неминуемо приведет к нарушению герметичности стыковки. Как результат, букса начнет протекать. Для устранения неисправности необходимо демонтировать и разобрать головку. Ее пластины тщательно чистят и смазывают водостойким веществом. Собирая узел обратно, важно не перепутать верх и низ пластин. Иногда на поверхности дисков можно обнаружить царапины: в таком случае поможет только замена деталей новыми.
Устройство керамической кран-буксы
Подробнее посмотреть, как разбирается керамическая кран-букса можете посмотреть в видео:
Еще один вариант ― убрать царапины и сколы шлифовкой керамического основания. Делается это при помощи мелкоабразивного порошка (он также используется для притирки автомобильных клапанов и затачивания инструмента). Состоит материал из оксида алюминия и карбида кремния. Подходящая в этом случае зернистость – 1200.
Перед началом процедуры порошок насыпают на какое-либо стекло, используя в качестве растворителя машинное масло. Далее берут поврежденную пластину и начинают тереть ей по стеклу круговыми движениями. После того, как царапины исчезнут, кружок промывают водой.
Износ прижимной шайбы
Прижимная шайба (она может быть пропиленовой, фторопластовой или капролоновой) выступает в качестве компенсатора возможных зазоров между керамическими дисками. Во время функционирования кран-буксы этот уплотнитель постоянно переживает нагрузки, приводящие к его постепенному износу. Из-за уменьшения толщины прижимной шайбы уменьшается плотность прилегания перепускных узлов: в образовавшийся зазор начинает просачиваться вода.
Для замены этой детали потребуется полная разборка кран-буксы с вытаскиванием стопорного кольца, штока и демонтажем пластиковой шайбы. После установки нового элемента пластины нужно почистить и смазать. Если подходящая по размеру новая шайба не была найдена, проводится наращивание старой прокладки путем наклеивания на ее поверхность изоленты. Еще один вариант ― подложить под шайбу тонкий кружок из полиэтилена.
Ремонт прижимной шайбы
Подробнее про ремонт прижимной шайбы кран-буксы можете посмотреть в видео:
Повредились металлические элементы
Отдельные дефекты запорной головки устранить невозможно:
- Износился (сломался) корпус или шток-кран.
- Керамические диски получили глубокие царапины.
- Повредилась резьба.
Если исследование причин протекания выявило один из этих дефектов, ремонтировать буксу бесполезно : ее следует заменить новой.
Ремонт червячной буксы
Резиновые вентильные головки обычно протекают по следующим причинам:
- Возникли проблемы с резьбой.
- Износились резиновые прокладки.
- Механические повреждения.
Если червячная передача сильно износилась, а корпус или шток вентильной буксы покрылся трещинами, изделие нужно менять. Проступание воды через смеситель из-под запорного устройства указывает на необходимость замены уплотнительного кольца. При протекании крана замене подлежит манжета из резины, выполняющие функцию клапанного уплотнителя.
Порядок работы следующий:
- Демонтаж запорной части. При разборке смесителя нужно действовать точно так, как и в случае с керамической буксой.
- Чистка резьбовых участков и промывка элемента от грязи.
- Удаление изношенной прокладки со штока. Перед этим проводят выворачивание удерживающего уплотнитель винта. В некоторых старых моделях он отсутствует, и прокладка удерживается благодаря посадочному углублению или отверстию в поверхности резины.
Снятие прокладки с червячной кран-буксы
- Установка целой манжеты. Перед этим ее рекомендуется смазать водостойким составом (хорошо подходит силиконовый герметик). Бывает так, что соответствующую по размерам новую деталь найти не получается. В таком случае покупают более широкое изделия, а выступающие части срезают острым ножом (края уплотнителя желательно оформить фаской под углом 45 градусов).
Установка новой прокладки на червячную кран-буксу
Производя обратную сборку смесителя, желательно сразу заменить уплотнительное кольцо и смазать червячную передачу. Эти простые меры отодвинут сроки следующего ремонта.
Подробнее про червячные кран-буксы, а также про замену прокладки и вырезание новой прокладки можете посмотреть в видео:
Можно ли заменить в смесителе червячную буксу керамической
Учитывая тот факт, что керамические вентильные головки более практичны и долговечны, в некоторых случаях их пытаются устанавливать в корпус червячного смесителя. Подбирая подходящий вариант для замены, ориентируются в первую очередь на размеры посадочного места (имеется в виду диаметр нижней части вентильной головки).
Также важно разобраться в конструкции штыря под маховик. Изделия зарубежного производства оснащаются на этом участке насечками. В отечественных же вентильных буксах применяется стальной четырёхгранник. Поэтому при установке импортной керамической буксы потребуется также замена маховика. Что касается соответствия по длине, то тут проблем меньше: большинство данных изделий имеют одинаковые размеры. В таком случае вставить вместо резиновой головки керамическую довольно просто.
Выводы
Сталкиваясь с протечками вентильного смесителя, следует первым делом осмотреть кран-буксу. Как правило, причины кроются в выходе из строя одного из элементов узла. Если все дело в износе одной из прокладок ― ее меняют. Более серьезные поломки решаются заменой всей детали. Более надежными в этом отношении считаются керамические вентильные головки: протекания на них случаются намного реже, чем на резиновых.
Ремонт керамической кран-буксы водопроводного крана/смесителя
Самой частой причиной протечки керамических кран-букс водопроводных смесителей и необходимости их ремонта является износ пластиковой прижимной шайбы (на изображении отмечена стрелкой), которая может быть изготовлена из полипропилена, капролона или фторопласта.
Прижимные шайбы из полипропилена и капролона, в отличие от фторопластовых, не достаточно стойки к повышенным температурам, поэтому чаще из-за их износа выходят из строя и требуют ремонта кран-буксы, регулирующие подачу в смеситель горячей воды. Усиливает износ пластиковых шайб этих изделий еще и то, что, обычно, краном горячей воды чаще пользуются.
Когда прижимная шайба в процессе эксплуатации водопроводного крана значительно истирается или разрушается полностью, между керамическими пластинами возникает зазор и кран-букса начинает пропускать воду в закрытом положении.
Толщина новой пластиковой шайбы с фотографии — 1 мм, внутренний диаметр — 10 мм, наружный — 12 мм. Вы можете купить, если найдете такую же, или изготовить ее самостоятельно, но есть способ, который значительно увеличит срок службы керамической кран-буксы до следующего ремонта, заключающийся в изготовлении прижимной шайбы из куска медного провода.
Ремонт керамической кран-буксы (устранение протечки)
Ремонт водопроводной кран-буксы с керамическими пластинами заключается в замене изношенной пластиковой шайбы:
- У требующей ремонта кран-буксы извлеките фиксатор штока.
- Возьмите кран-буксу в левую руку, сжатую в неплотный кулак, штоком со стороны большого пальца, и сожмите корпус изделия кольцом из указательного и большого пальцев.
- Нажмите большим пальцем или ладонью правой руки на шток кран-буксы с достаточным усилием, и все содержимое вывалится из корпуса в неплотно сжатую левую ладонь.
- Удалите остатки прижимной шайбы, если она действительно изношена и причина необходимости ремонта в ней (это будет сразу видно по ее толщине и внешнему виду, а иногда остаются только одни обрывки от шайбы).
- Подберите медный провод диаметром около 1 мм, оберните на шток кран-буксы кольцо из провода в том месте, где была пластиковая шайба. При необходимости обточите его с обеих сторон на мелком наждаке, если собранная керамическая кран-букса будет трудно вращаться (проверять нужно, установив изделие на смеситель).
- В некоторых кран-буксах самодельная прижимная шайба из проволоки диаметром 1 мм может раздвинуться настолько, что шток проскочит сквозь нее и герметичность будет нарушена. В этом случае придется концы медного кольца соединить с помощью пайки, затем лишний припой сточить, или взять провод большего диаметра, а шайбу из него расплющить до 1 мм. Такое кольцо придется сначала установить в корпус кран-буксы, а уже затем вставить шток.
- Перед окончательной сборкой и установкой отремонтированной кран-буксы в смеситель, нанесите на медное кольцо немного водостойкой смазки.
Слева направо: изношенная пластиковая шайба; кольцо из медного провода Ø 1,2 мм; кольцо из проволоки Ø 1,8 мм.
Изготовление пластиковой шайбы
Иногда шайба из медной проволоки разъезжается сразу, а спаянная держится только при незатянутой кран-буксе. И тогда, при открывании крана, может начать отворачиваться слабо затянутая кран-букса.
В этом случае уже никак не обойтись без пластиковой шайбы. Для ее изготовлении понадобится прочный материал. Полиэтиленовые крышки для стеклянных банок не подойдут – слишком мягкие, бортик штока провалится в такую шайбу после нагрева.
Полипропиленовые шайбы можно изготовить из тонкостенных пластиковых контейнеров. На дне таких контейнеров есть треугольный значок и под ним буквы «PP», которые обозначают материал изготовления – полипропилен. Толщина пластика у крышек круглых контейнеров, в которых продают замаринованное мясо для шашлыков, – 0,6 мм.
Подойдут для изготовления шайб пластиковые бутылки из-под воды (толщина – 0,3 мм), моющих средств (шампуни, гели, ополаскиватели), материал которых – полиэтилентерефталат (ПЭТ). Естественно, таких шайб (из пластиковых контейнеров и бутылок) для ремонта одной керамической кран-буксы понадобится 2 или 3 штуки.
Подобранный кусок пластика (или несколько кусков, сложенных вместе), помещаем между двумя деревянными брусками и просверливаем несколько отверстий сверлом ∅ 10 мм (или другого диаметра, в зависимости от диаметра вашего штока в месте установки шайбы). Края получаются достаточно ровными. Небольшие утолщения по внутренним краям лучше не подрезать.
Далее вырезаем ножницами из куска пластика заготовки с одним отверстием и срезаем снаружи излишки до ширины 2 мм. Наружные края вырезанных шайб легко подгоняются по размеру с помощью мелкозернистого бруска или наждачной бумаги.
Устройство кран-буксы с керамическими пластинами
Керамическая кран-букса для водопроводного смесителя состоит из следующих компонентов:
- Шток кран-буксы с пластиковой прижимной шайбой и герметизирующими кольцами.
- Корпус керамической кран-буксы.
- Герметизирующая прокладка (прижимается к седлу крана).
- Неподвижная керамическая пластина.
- Подвижная керамическая пластина.
- Фиксатор штока.
Как видно на изображении, в керамической кран-буксе только перекрывающие и открывающие воду пластины фактически являются керамическими.
Если какие-то компоненты керамической кран-буксы покрылись налетом солей от жесткой водопроводной воды, в том числе и герметизирующая прокладка (номер 3 на фото), поместите их на некоторое время в раствор лимонной кислоты для удаления налета.
Несколько советов из практики
- Не закрывайте с большим усилием керамическую кран-буксу с ограничителями вращения на четверть- или пол-оборота и, тем более, не пытайтесь, прилагая такие усилия, расшатать на шлицах маховичок 1 (рукоятку) крана при демонтаже. Результат может оказаться плачевным: из-за повреждения ограничителей полностью закрытый отремонтированный кран будет пропускать воду, а при незначительном повороте маховичка в сторону открытия течь будет полностью прекращаться. Придется или частично приоткрывать кран после каждого закрытия для устранения возникающей течи, или заменить кран-буксу.
- Если не отворачиваются резьбовые соединения или не снимаются маховички со штоков требующих ремонта кран-букс, положите на проблемные места вату или ткань, смоченную 70% уксусной эссенцией 2 , приблизительно на час 3 , иногда добавляя по каплям эссенцию. Уксус проникает в труднодоступные места и размягчает ржавчину и налет от водопроводной воды. Процедуру, возможно, придется повторить. Берегите от попадания уксусной эссенции декоративное покрытие смесителя, которое может оказаться не стойким к кислотам.
- Опустите маховички и декоративные накладки, покрытые налетом солей от жесткой воды, в раствор лимонной кислоты (2 чайные ложки с горкой на стакан воды), и они вернутся в первоначальное состояние. Если у вас дорогой смеситель, и вы не уверены, что лимонная кислота ему не повредит, попробуйте сначала в незаметном месте. Наблюдайте за тем, как идет реакция: шипение, выделение пузырьков. Если процесс прекратился, а налет очистился не полностью, замените раствор на новый или в этот же добавьте еще лимонной кислоты 4 .
1 Так я испортил кран-буксу на кухонном смесителе, у которого маховички со штоков снимаются очень тяжело, при установке обратно встают на место только с помощью фиксирующего винта. Точно такие же маховички в ванной комнате снимаются и устанавливаются на шлицы без затруднений.
2 Я обычно использую неразбавленную 70% уксусную эссенцию, реже немного разбавленную водой. Уксус работает там, где не справляется WD-40.
3 Точно спрогнозировать время готовности резьбового соединения к отворачиванию невозможно, оно может составлять от получаса до нескольких часов в зависимости от исходного состояния.
4 Я добавляю лимонную кислоту в тот же раствор, предварительно вынув из него очищаемые детали, а после растворения добавленной кислоты погружаю их обратно. При очистке от налета штоков и корпусов ремонтируемых керамических кран-букс резиновые герметизирующие кольца с них не снимаю.
Как отремонтировать кран-буксу для смесителя своими руками: простые инструкции
Кран на кухне — пожалуй, наиболее эксплуатируемое устройство в доме. И, соответственно, часто с ним случаются поломки. Причиной того, что он пропускает воду, будучи в закрытом состоянии, может служить выход из строя кран-буксы для смесителя, которую, во избежание лишних затрат, можно отремонтировать своими руками.
Кран-букса: описание и назначение
Что же такое кран-букса? Это небольшая, но очень важная деталь смесителя, с помощью которой подаётся и закрывается вода, горячая или холодная. Основу кран-буксы составляет металлический шток и герметичные прокладки. Последние могут быть двух видов: резиновыми или с подвижными керамическими пластинами. Исходя из этого, выделяют два основных типа кран-букс — керамические и имеющие резиновые вставки.
Два вида кран-буксов: с керамическими прокладками и резиновыми
Керамическая кран-букса считается наиболее надёжной. Благодаря ей открывать воду можно за половину оборота маховика смесителя. Основу конструкции составляет каркас с двумя керамическими пластинами с отверстиями, закреплёнными на нём. Располагаются эти пластины в специальных выемках. При повороте крана отверстия совмещаются или расходятся, соответственно, либо давая тем самым путь воде, либо перекрывая её.
Кран-букса с резиновыми вставками, которые быстро изнашиваются, менее надёжна. А для того чтобы из крана пошла вода, нужно сделать много оборотов вентилем. Состоит деталь из червячного штока, прикреплённого к маховику с одной стороны, другая же сторона ограничена резиновой прокладкой. Принцип действия несложен — резиновой вставкой перекрывается подача воды и координируется силу потока.
Ремонтируем керамическую кран-буксу
Пришедшую в негодность керамическую кран-буксу можно отремонтировать, приобретя нужные детали, или заменив полностью. Причём специалисты советуют последний вариант, который займёт меньше времени.
Причины для ремонта могут быть следующими:
- Износились керамические пластины. Их поломка происходит нечасто, а замена отдельных пластин — это сложная и трудоёмкая операция, гораздо проще купить целую деталь и поставить её.
- В пространство между пластинами попали посторонние предметы. Для того чтобы свести такие случаи к минимуму, целесообразно устанавливать приспособления для очистки воды от примесей.
- Выработана резьба между штоком и корпусом кран-буксы. В этом случае меняется полностью вся деталь.
Прежде чем приступить к ремонту или замене кран-буксы, нужно перекрыть водоснабжение в квартире или доме и приготовить необходимый минимум инструментов: отвёртки (плоская и крестовая), плоскогубцы, газовый и накидной ключи.
Подготовка к ремонту
Для начала с кран-буксы нужно снять маховик. Чтобы добраться до него, в вентиле крана удаляем цветную декоративную заглушку. Далее, снимаем маховик, потянув его вверх. Под маховиком располагается болт, вывернув который можно снять вентиль. Зачастую для этого надо применить силу, так как вода постоянно контактирует с деталями смесителя, и на металле образуется окись, скрепляющая детали лучше любого клея. После снятия вентиля первым делом чистим резьбу и маховик. Затем откручиваем декоративную вставку крана, пользуясь накидным ключом с головкой на 17.
Снимаем кран-буксу поэтапно
Совет: чтобы не поцарапать поверхность крана при использовании газового ключа, можно сделать своеобразную прокладку из куска плотной ткани между краном и инструментом. Но лучше использовать накидной ключ.
На этом этапе уже открывается доступ к буксе. Разводным ключом против часовой стрелки, придерживая смеситель, выкручиваем кран-буксу. После этого обязательно прочищаем резьбу смесителя, для чего можно воспользоваться кордщёткой.
Далее, если планируется замена керамической буксы, то производим её в обратном порядке и с максимальной осторожностью. Винты следует затягивать деликатно, чтобы керамические пластины не треснули. Новая букса без проблем встанет на место, если резьба была очищена правильно.
Совет: резьбу кран-буксы следует обработать водостойкой смазкой, чтобы в следующий раз её можно было снять без проблем.
Если нет нужды в замене кран-буксы целиком, то её можно отремонтировать.
Ситуация 1: износ прокладки
Износ керамической прокладки в кран-буксе
Практически все проблемы, приводящие к протечкам, вызваны изнашиванием силиконовой прокладки. В случае, если произошло такое обстоятельство, и прокладка как бы «подсела» в одном месте, её можно заменить. Или «отремонтировать». Механизм работы следующий: выкручиваем кран-буксу из крана и наращиваем высоту прокладки. Для этого наносим на неё силикон тонким слоем. После возвращаем буксу на место.
Ситуация 2: попадание между пластинами инородных элементов
Любые инородные частицы, например, песчинки, попадая между пластинами, нарушают герметичность буксы и приводят к протечке. Здесь действуем следующим образом: выкручиваем кран-буксу и разбираем её. Керамические пластины тщательно очищаем и обрабатываем смазкой, обладающей водостойкостью. Далее, возвращаем буксу на место.
Важно: керамические пластины во время ремонтных работ ни в коем случае нельзя переворачивать! Потому что за время работы они притёрлись друг к другу.
Ситуация 3: сколы на поверхности керамических пластин
В этом случае не поможет наращивание высоты. Выходом из ситуации станет замена обеих пластин, но также при небольших повреждениях возможна и их шлифовка. Производить её можно простым стержнем карандаша (обязательно мягкого), далее следует притереть пластины.
Скол керамической прокладки в кран-буксе
Ситуация: стирание пластиковой шайбы
Стирание шайбы приводит к тому, что силиконовая прокладка давит на керамические пластины уже не с той силой, и они не прижимаются друг к другу должным образом. Выход — подложить под прокладку дополнительный уплотнитель (например, слой изоленты) или заменить пластиковую шайбу.
Как починить кран-буксу с резиновыми вставками
Отремонтировать такую деталь в большинстве случаев значит — заменить резиновую прокладку. Для этого нужно по схеме, описанной выше, разобрать кран и открутить буксу. После меняем прокладку и собираем кран. Не будет лишним почистить все детали и резьбу.
Инструкция по удалению резиновой прокладки с кран-буксы
Совет: перед тем как идти в магазин для покупки новых деталей, не забудьте взять с собой сломанную кран-буксу. Продавцы помогут с выбором подходящих запчастей, тогда как самому легко ошибиться, к примеру, с диаметром прокладки.
Видео: практические советы по ремонту
Если в доме произошла протечка крана, не стоит паниковать и вызывать сантехников на дом. Ремонт кран-буксы или её замену можно легко осуществить своими руками. Так можно значительно сохранить свой бюджет и почувствовать себя хозяином положения.