Ремонтируем плохое переключение скоростей для комфортных велопрогулок
Плохо переключаются передачи – с такой проблемой могут столкнуться не только владельцы велосипедов эконом класса, но и обладатели престижных и дорогих моделей. При этом ошибочно будет думать о том, что просто сбились настройки у велобайка. На практике причины могут быть другие, разберем их более подробно далее в статье.
Как работает переключение передач
Для того чтобы передвижение на велосипеде было максимально быстрым и наиболее комфортным, несмотря на разный тип трассы, ландшафт, горы, спуски, производители снабжают велотранспорт современными переключениями передач скоростей.
Эти механизмы максимально снижают нагрузки (на тяжелых этапах пути), а также позволяют их регулировать. Освоив грамотную смену скоростей, велосипедист уже может легко подбирать наиболее удобный темп езды, при этом затрачивать минимальное количество энергии.
Регулировка скоростей происходит так:
- Современные велобайки имеют 1-3 звездочки спереди и 7-12 (кассетных) сзади;
- Звезды соединены цепью;
- Расположенные на руле манетки обеспечивают смену передаточных чисел: в правой стороне регулировка цепи на задней звезде, в левой стороне – на передней;
- Соединяются элементы на раме и руле тросами.
Цепь переходит на нужную звезду (скорость) в момент переключения манеток. Настройку производят корректно, учитывая определенную совместимость комбинаций задних и передних звезд – иначе возможны поломки. Регулирование должно быть плавным, без рывков, и только на движущемся байке.
Передние звезды меняют в зависимости от сложности дороги:
- Самая большая звезда предназначена для движения на велосипеде по ровному дорожному покрытию – шоссе;
- Переключение передачи на среднюю звездочку совершают на ухабистых дорогах, с частыми виражами;
- По бездорожью и песчаным, грязным трассам велотранспорта меняют на маленькую звезду.
Так как каждой из передних звездочек велосипеда соответствует комплект задних, то регулируя манетки, следует знать:
- самая большая задняя звезда – первая, и несколько последующих комбинируются с передней маленькой, эта настройка уместна на горных тропах, спусках;
- средние передачи с 4 по 6 задние звезды – используют в тандеме со средней передней звездой, для движения по пересеченной местности, неровностям;
- самые маленькие звездочки 7-9 работают в паре с большой передней – их используют при езде по ровным, прямым дорогам.
Переключение скоростей велосипеда совершают до въезда в определенную зону и после выезда из нее.
Типы переключений могут быть:
- внешние – распространенные, располагаются спереди и сзади;
- внутренние – редкие, имеют переднюю, заднюю звезду и цепь, устройство внутри задней втулки.
Встречаются и смешанные передачи велосипедов.
Негативные последствия плохого переключения передач
Неграмотное, неаккуратное отношение к технике, нарушение совместимостей звезд (передних и задних) при смене скоростей, может способствовать быстрому износу деталей и выходу из строя велосипеда.
Если велосипедист неграмотно отрегулировал скорости, то визуально будет виден явный перекос цепи между передней и задней звездой. При этом данный перекос приведет к повреждению не только самой цепи, но и всего механизма велотранспорта.
Возможные причины
Существует несколько основных причин, которые ведут за собой плохое переключение передачи велосипеда:
- Рубашка с тросиками – должны быть всегда в хорошем состоянии. Чтобы проверить изношенность тросов, регулируют манетку и просматривают их внутреннее состояние. Дефекты у тросов бывают в виде отдельных раскрученных проволочек, зацепок. Частая причина – их растянутость или изношенность, повреждения защитного колпачка (от распущенности). Может быть перебита и рубашка;
- Износ кассеты или цепи – при неправильной эксплуатации велобайка или сверх отведенного ресурса;
- Отсутствие необходимой смазки – при этом элементы плохо работают, передачи с трудом поддаются переключению;
- Искажение, износ заднего переключателя или петуха у велосипеда – механизм может заклинивать из-за неполадок с кронштейном. Часто это случается после столкновений, падений – петух может погнуться, деформироваться;
- У заднего переключателя образовался люфт – при эксплуатации велосипеда данная проблема периодически возникает. Она дает задержки при переключении передач на велотранспорте;
- Скопившаяся грязь и чрезмерно большое использование смазки, неправильная настройка деталей, также способствуют возникновению неполадок в регулировке скоростями;
- Поломки переключателя и его пружины или сбой его настройки;
- Выход из строя самой манетки – дешевый пластик изнашивается;
Поэтому при возникших проблемах в переключении передач, следует проверить все возможные причины, хотя наиболее частыми бывают загрязнение или отсутствие регулировки. Детали велосипеда изнашиваются только при значительных, длительных нагрузках.
Возможные решения проблемы
Отрегулировать вышеперечисленные неполадки можно самостоятельно:
- при износе, тросов их заменяют – разбирают манетку, достают поврежденные элементы, загрязненные места рубашки (при хорошем ее состоянии) очищают, и со смазкой запускают новый трос, настраивают и закрепляют наконечником;
- износ цепочки или кассеты устраняют путем замены на новую, рабочую деталь;
- при недостатке скольжения во время переключения передач, детали велосипеда обрабатывают тефлоновой смазкой в небольшом (!) количестве (густые составы запрещены);
- деформации петуха выправляют, предварительно сняв его с велосипеда, и выгибая в первоначальный вид (можно в сервисе), при значительных повреждениях, износе деталь заменяют на новую;
- если появляется люфт – его устраняют при помощи точной и правильной настройки переключения передач, при большом зазоре – меняют переключатель;
- максимальное скопление грязи на деталях и механизмах убирают, очищая и смазывая заново (в небольшом количестве);
- при выявлении неверной настройки механизмов переключения передач велосипеда, делают перенастройку или обращаются в техсервис;
- при обнаружении неисправностей у переключателя и пружины, проводят замену последних на новые.
Рекомендации для профилактики
Чтобы обеспечить своему велобайку длительный эксплуатационный срок, следует придерживаться советов от профессионалов.
Держать под контролем состояние рубашек, регулярно проверяя их износ:
- закрепив велосипед в подвешенном состоянии, переключают на большую заднюю звезду, с перебросом на самую маленькую;
- переключатель при этом остается на большой звезде велосипеда (т.к. педали не вращались);
- трос переходит в ослабленное состояние и рубашку достают из упоров для диагностики (сборка в обратном порядке).
Для замены изношенной рубашки, лучше приобрести качественный товар, не экономить.
При покупке тросиков отдавать предпочтение лучше шлифованным моделям.
Чтобы не допустить замятия цепи совершать переключение передач следует заблаговременно, на ровном месте, а не под нагрузкой (подъем в гору). Желательно использовать в работе не одну, а две или три цепи попеременно. В таком случае их ресурс будет дольше сохраняться.
Менять скоростной режим следует только при движении, а для ровного переключения передачи целесообразно ослабить давление на педали велотранспорта. Нельзя скоростной режим менять, «перепрыгивая» через несколько значений – только последовательно (один за другим).
Итоги
Таким образом, при возникновении проблем во время переключения передач, нужно провести техосмотр велосипеда, выявить и устранить неполадки. В дальнейшем транспорт следует после каждой поездки очищать, а перед новым выездом проверять техсостояние.
Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Что делать если не переключается скорость на велосипеде: способы решения проблемы
Ремонт и уход
Необходимо всегда поддерживать велосипед в исправном состоянии. Но несмотря ни на что, некоторые детали имеют свойство изнашиваться, что влечет за собой определенные проблемы. Например, не переключается скорость на велосипеде. В чем же кроется причина и как это исправить? В одних случаях проблему можно решить на месте, в иных ситуациях требуется заменять изношенную деталь.
Причины
Схема работы переключения скоростей подразумевает перекидывание цепи. После того как манетка была дернута, нужно прокрутить педаль, только после этого цепь перейдет на другую звезду. Посторонние звуки и щелчки при переключении могут говорить о том, что нужна настройка перекидки.
Почему может не переключаться скорость:
- износились цепь или кассета;
- изогнулся петух;
- люфт переключателя;
- наличие повреждений у тросиков и рубашек;
- не проведена регулировка переключателя либо предыдущая настройка сбилась;
- поврежден трос перекидки (он может растянуться, порваться или быть близким к тому, чтобы разорваться);
- коррозия деталей
- сломан переключатель;
- сломана пружина в переключателе;
- сточены зубцы роликов;
- цепь загрязнена, что мешает ей свободно перекидываться.
Поэтому при возникновении проблем с переключением, необходимо внимательно проверить каждую из возможных причин поломки. В большинстве случаев причина кроется в отсутствии регулировки или всему виной загрязнения. Детали могут изнашиваться только при долгосрочном и интенсивном использовании.
Исправление проблемы
Метод исправления возникшей проблемы будет определяться в зависимости от причины поломки.
Тросики и рубашки
Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются велосипедисты любители – износ тросиков. Для проверки состояния тросиков нужно найти участки без рубашки, после чего пощелкать манеткой. Это позволит увидеть внутреннюю часть троса, которая не должна иметь вылезающих нитей. Наличие подобных дефектов говорит о том, что трос пора менять.
Зачастую, если тросик без дефектов, его достаточно смазать маслом или WD-40
Еще одна важная деталь — алюминиевый колпачок. Это обязательная часть троса, которая защищает его от распушения. Если он поврежден, то его необходимо заменить.
Если велосипедист заметил, что трос изношен или уже порвался, то необходимо приобрести в специализированном магазине аналогичную деталь и произвести замену в соответствии с алгоритмом:
- Открутить болт, который удерживает трос.
- Открыть манетку.
- Извлечь трос из манетки и рубашки, последние необходимо также заменить, чтобы восстановить всю систему без неожиданных повреждений новых деталей.
- В рубашки необходимо добавить немного WD40. Достаточно одной капли. Это количество смазки позволит улучшить скольжение троса. Если же залить туда какую-либо жирную смесь, то это приведет к образованию большого количества грязи.
- Продеть новый трос в манетку и рубашки.
- Настроить переключатель.
- Удалить лишнюю часть троса.
- Конец необходимо закрепить наконечником, который также можно приобрести в специализированном магазине.
Совет! Не стоит приобретать тросики с тефлоновым покрытием, так как менее чем за год активного использования велосипеда он придет в негодность.
Если же передачи переключаются, но не всегда так как требует того велосипедист, то проблема может быть заключена в роликах перекидки или кассетах, где стерлись зубцы. Единственный выход из такой ситуации — покупка новой детали.
Цепь приходит в негодность примерно каждые 100 километров. Хоть и после такого расстояния цепью можно пользоваться, она уже не будет выполнять все поставленные задачи должным образом. Поэтому у велосипедистов нередко можно заметить несколько запасных цепей.
Использование новых цепей позволит кассете прослужить дольше, так как изношенная деталь не будет влиять на остальные части велосипеда. Для определения состояния цепи используется инструмент «калибра» или Штангенциркуль.
Важно! Цепь — это та деталь, которую невозможно починить, поэтому при износе необходимо просто приобрести новую.
Петух
Ровный петух — залог качественного переключения скоростей в вашем велосипеде. Если же он погнулся, то есть два варианта: выгнуть его или приобрести новый. В любом случае, пока эта деталь не станет ровной, нет смысла даже пытаться настроить передачи на велосипеде, так как затея окажется неудачной из-за повреждения системы.
Одно из самых ненужных приспособлений для велосипедистов – защита для петуха. Такую деталь можно без проблем найти в любом городе. Но если сработает защита и сама деталь останется целой, а рама из-за этого треснет, то купивший такое приспособление, потерпит большие затраты.
Настройка переключателей
Переключатели на велосипеде делятся на передние и задние. Больше всего при езде повреждаются именно задние, поэтому рекомендуется произвести их настройку в первую очередь. Сам процесс будет долгим, так как здесь больше звезд, чем в переднем переключателе.
Важно! К настройке скоростей на велосипеде необходимо переходить только после того, как все остальные детали были проверены на исправность.
Настройка заднего переключателя:
- Винт «H» необходимо закрутить так, чтобы он выровнялся с маленькой звездочкой.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы он был на линии с большой звездой.
- На манетке нужно задать высшую скорость.
- Трос натягивается и фиксируется.
- Если же после проведенных манипуляций высокие передачи включаются с помехами, то трос нужно ослабить. Если же ситуация обратная (передачи плохо скидываются), то трос нужно натянуть.
Основные действия по настройке совершены. Велосипедисту осталось только отрегулировать точность переключений. Процедура будет усложняться в зависимости от количества используемых звезд. Цепь устанавливается на звезды следующим образом: спереди — на самую маленькую, сзади — на самую большую. После этого подкручивается винт натяга до того момента, пока ролик не окажется максимально близко от кассеты. Он не должен тереться о кассету. Аналогичная процедура, проводится и с цепью, которая после устанавливается на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звезды.
Настройка переднего переключателя:
- Проверить правильность и прочность крепления.
- Сбросить натяжение на минимальной скорости.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы между корпусом и цепью создался зазор 1 мм.
- Закрепить трос при помощи болта.
- Повторить аналогичную процедуру с винтом «H», но тогда натяжение выставляется на максимальную скорость.
Настраивать скорости потребуется до тех пор, пока цепь не начнет плавно и свободно перестраиваться с одной скорости на другую. Если при изменении скорости начинаются проблемы (трудный ход, цепь слетает и так далее), то трос натягивается при помощи настроечного болта до нужного положения.
Рекомендации
Не стоит ездить не велосипеде на скоростях, при которых появляется сильный перекос, 1/8, 3/1 и так далее. Рекомендуемые скорости для звезд зависят от размера:
- маленькие — 1 до 4;
- средние — 3 до 7;
- большие — от 7.
Несовместимость передачи и звезды приведет к тому, что цепь будет заедать и прокручиваться, из-за чего деталь износится на порядок быстрее.
Итак, если велосипед вдруг стал плохо работать, и езда перестала приносить удовольствие, то не следует сразу отправляться в специализированный магазин. При осмотре часто определяется, что причина плохого переключения передач кроется в комплексе мелких проблем, которые устраняются в домашних условиях: грязь, люфт, сбившиеся настройки переключателей и так далее.
Как настроить скорости на велосипеде самостоятельно. Почему плохо переключаются передачи и как отрегулировать переключение скоростей на переднем и заднем переключателе – подробная инструкция с фото
Настроить переключение скоростей (передач) на велосипеде довольно просто, если делать всё в правильной последовательности. Совершенно не обязательно для этого обращаться в веломастерскую, можно всё сделать самостоятельно. Действуя по нашей инструкции, вы справитесь буквально за 5-10 минут.
Содержание статьи:
Осмотр и проверка трансмиссии
Перед настройкой важно убедиться в правильной установке и отсутствии повреждений деталей трансмиссии
Далеко не всегда плохое переключение скоростей связано с настройкой переключателя. Дело может быть в каких-то механических повреждениях, в затруднённом скольжении тросика, в неправильной установке переключателя или рубашки. Прежде чем начинать настраивать (или регулировать) переключатель скоростей, нужно всё это проверить. Иначе потом может оказаться что мы сбили правильную регулировку или что переключатель никак не настраивается из-за погнутого крепления.
Для удобства велосипед проще перевернуть и поставить на руль и седло
Что нужно проверить:
- Рамка натяжителя цепи должна располагаться параллельно звёздам кассеты
Если это не так, то скорее всего погнут петух (крепление заднего переключателя к раме), либо сама рамка. Петух – это своеобразный предохранитель, который в случае сильного удара по переключателю деформируется или ломается, но зато «ценой своей жизни» не даёт повредить раму. В случае если он погнут, то ровно выправить его самостоятельно может быть достаточно сложно. Возможно для этого понадобится обратиться для ремонта в мастерскую или купить новый (хотя найти такой же бывает достаточно сложно).
-
- Скольжение тросика в рубашке не должно быть затруднено
Если вы меняли тросик и рубашку на новые, то этот пункт можно пропустить, если же они остались старые, то нужно убедиться в их надлежащем состоянии.
Внешний осмотр может не выявить проблемы, поэтому можно высвободить рубашку из посадочных креплений на раме и вручную проверить как хорошо скользит тросик. Для этого переключитесь на самую большую звезду кассеты и сбросьте несколько передач манеткой не вращая педали. Таким образом натяжение тросика ослабнет и можно будет высвободить рубашку, проверить состояние её и тросика переключения скоростей и очистить в случае необходимости.
Если всё в порядке, то поставьте рубашки на место и включите на манетке обратно первую передачу. Убедитесь, что все отрезки рубашки стоят в своих посадочных местах и не выскочили.
- Не должно быть сильного люфта переключателя и роликов, а также большого износа зубьев
Если переключатель уже не новый, нужно проверить чтобы у него не было люфта. Пошевелите параллелограмм и ролики и убедитесь что зубцы роликов не сношены, иначе желательно будет их заменить. Небольшой люфт роликов может присутствовать, но цепь не должна касаться рамок натяжителя.
На видео у переключателя присутствует сильный люфт параллелограмма и роликов, зубцы ролика сильно изношены. Хорошо настроить такой переключатель не получится.
- Не должно быть большого износа зубьев звёзд кассеты
На фото видно, что зубья 4, 5 и 6-й звёзд очень сильно изношены. При сильном износе зубьев, кассету (и цепь тоже) нужно будет заменить.
Итак, с самыми частыми неисправностями разобрались, теперь давайте перейдём к настройке переключателей скоростей велосипеда. Нужно только отметить, что настройку очень желательно проводить на чистой трансмиссии – грязь на цепи, звёздах и роликах может усложнить задачу.
Настройка заднего переключателя
Доступных нам настроек переключателя не так много:
- Винт натяжения тросика (позволяет отрегулировать положение лапки переключателя точно напротив звезды кассеты)
- Винт L (англ. Low – низкий; с помощью него ограничивается сдвиг лапки на нижних передачах, чтобы цепь не могла соскочить с большой звездой кассеты в спицы колеса)
- Винт H (англ. High – высокий; он ограничивает сдвиг лапки на высоких передачах, чтобы цепь не могла соскочить с маленькой звезды кассеты)
- Концевой регулировочный винт (позволяет регулировать расстояние между кассетой и направляющим цепь роликом переключателя скоростей)
Итак, приступим к настройке:
- Устанавливаем сзади самую высокую передачу (маленькая звезда кассеты) – одной рукой крутим педаль велосипеда так, чтобы вращалось колесо, второй переключаем скорости на манетке.
- Ослабляем болт фиксатора шестигранником и высвобождаем тросик.
- Закручиваем до упора винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе тоже, если таковой имеется).
- С помощью винта H (если не подписан, найдите его опытным путём) регулируем положение ролика так, чтобы он находился точно напротив самой маленькой звезды кассеты. И после этого смещаем ролик чуть-чуть дальше от колеса (выкручиваем винт H на четверть оборота).
- Натягиваем (сильно тянуть не нужно) тросик рукой и зажимаем с помощью фиксатора.
- Одной рукой крутим педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключаемся на манетке на 1 передачу ниже. Если цепь не перескочила на следующую звезду, то постепенно выкручиваем винт натяжения тросика на манетке, пока это не произойдёт. После этого, пробуем переключать скорости вверх и вниз и в случае необходимости немного корректируем положения винта натяжения троса.
Если направляющий ролик находится слишком близко к кассете и упирается при переключении в большие звёзды, нужно немного выкрутить концевой регулировочный винт
- Переключаемся на самую низкую передачу сзади (большая звезда кассеты) и крутя винт L, находим такое положение, когда лапка только начинает сдвигаться. После чего немного ослабляем (выкручиваем на четверть оборота) винт L.
- Настраиваем расстояние от звезды кассеты до ролика с помощью концевого регулировочного винта. Чем меньше это расстояние, тем быстрее будут переключаться скорости, но в то же время цепь не должна задевать зубья звёзд. Обычно ближайшая звезда к траектории смещения ролика – самая большая и нужно чтобы от неё до ролика было примерно 5-6 мм (если маленькая – то 10-11 мм).
На этом настройка заднего переключателя велосипеда закончена. Переходим к переднему (если он имеется).
Настройка переднего переключателя
- Устанавливаем на велосипеде самую низшую передачу – маленькая звезда системы спереди и большая звезда кассеты сзади.
- Ослабляем болт фиксатора и высвобождаем трос.
- Закручиваем до упора винт натяжения троса на манетке.
Дальше удобнее перевернуть велосипед и поставить его на колёса, чтобы было проще работать с винтом L для ограничения крайнего положения рамки.
- С помощью винта L нужно добиться чтобы рамка переднего переключателя скоростей со стороны велосипеда находилась максимально близко к цепи, но не тёрлась о неё при вращении педалей.
Снова нужно будет перевернуть велосипед и поставить на руль и седло.
- Натягиваем тросик рукой и зажимаем с помощью фиксатора.
- Одной рукой крутим педаль так, чтобы заднее колесо вращалось, второй переключаем передачу на манетке. Если цепь не заскочила на следующую звезду, то постепенно выкручиваем винт натяжения троса на манетке, пока это не произойдёт. Пробуем переключаться вверх-вниз и, в случае необходимости, немного корректируем положение винта натяжения.
- Устанавливаем на велосипеде самую высокую передачу – большая звезда системы спереди и маленькая звезда кассеты.
После чего снова переворачиваем велосипед на колёса.
- C помощью винта H нужно выставить рамку переключателя так, чтобы с внешней стороны между ней и цепью было минимальное расстояние. Но при движении цепи, они не должны скрести друг о друга. И ограничение не должно мешать переключению на большую звезду системы.
На этом настройка переключения скоростей велосипеда закончена, можно кататься в своё удовольствие. Если у вас возникли какие-то вопросы или дополнения, то напишите их в комментариях.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 158
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Вообще то все нормальные люди сначала настраивают передний переключатель и только потом задний. А не наоборот как тут……
Это неправильно, нужно начинать с заднего. Чтобы точно настроить ограничение низшей передачи(L) спереди, должна быть включена самая низшая передача сзади (большая звезда кассеты), т.к. при этом цепь находится в крайнем положении (максимально близко к велосипеду). И соответственно наоборот – при регулировке ограничения высшей передачи(H) спереди, нужно переключиться на самую маленькую звезду кассеты сзади. С неработающим задним переключателем сделать это будет затруднительно. Т.е. проще говоря, задний переключатель можно настроить с неработающим передним, а в случае с передним – нужно чтобы работал задний, иначе будут некорректно отрегулированы ограничения крайних положений.
Но вообще конечно «нормальные люди» могут делать как считают нужным.В каком-то видео даже говорят, что без настроенного зада, не настроить перед
Все нормально получилось. Инструкция отличная.
Спасибо, приятно слышать)
Я инвалид, я настроил задний переключатель, теперь нужно мне настроить передний переключатель. Как можно сделать если у меня когда я включаю самый третий цикл у меня переключатель переключил, но цепь остаётся по середине?
Немного не понял , с переди у меня 3 звезды,при настройке заднего переключателя на какой из звезд должна быть цепь спереди ?
Не имеет значения, спереди на любой звезде может быть, на настройку заднего переключателя это не повлияет.
Неправильно. Цепь должна быть на средней звезде в случае с triple-системой, потому как только она позволяет работать без критического перекоса цепи со всеми звездами кассеты, на большой звезде тройной системы некорректно переключать на две большие звезды кассеты , а при расположении цепи на малой звезде системы некорректно включать две крайних малых звезды на кассете из-за сильного перекоса цепи.
Про правильное переключение передач (и про перекос в том числе) я писал в этой статье
https://velobotan.ru/pravilnoe-pereklyuchenie-skorostej-na-velosipede/
Здесь же речь идёт о настройке заднего переключателя, а его можно настраивать на любой звезде спереди. Если при переключении на крайние звёзды кассеты (для регулировки ограничителей) цепь при этом заденет рамку переднего переключателя, ничего страшного с ней за пару оборотов без нагрузки не случится.Зачем настраивать на тех звездах, на которых перекос цепи будет критичен для крайних звезд кассеты? Ведь не нужно забывать, что цепь, заходящая на звезду кассеты под большим углом, будет не вполне корректно на неё заходить. Да, влияние небольшое, но оно есть. Если есть выбор, естественно поставить цепь на среднюю звезду и регулировать задний переключатель в более благоприяных условиях, чем упрямо пытаться это делать на любой звезде.
Но это частности, а вообще весьма грамотное и информативное изложение материала по всем разделам, связанным с велоспортом и велосипедом. Спасибо.Спасибо за добрые слова, приятно слышать.
При настройке на большой звезде системы сильный перекос будет на большой звезде кассеты, т.е. при регулировке ограничения крайнего положения нижней передачи винтом L. Само переключение индексное, т.е. если мы настроили переключение между двумя звёздами (на маленьких звёздах, с минимальным перекосом), то оно будет работать уже по всей кассете (кроме случаев, когда при производстве кассеты был допущен брак и у неё гуляет расстояние между звёздами или если параллелограмм/ролики переключателя имеют сильный износ и люфтят). При переключении на низшую звезду кассеты цепь может задевать рамку переднего переключателя, но это без нагрузки и недолго, с цепью и рамкой ничего страшного при этом не успеет произойти (при езде по неровностям или съезде с тротуара задевание тоже происходит). Дальше настраиваем ограничение уже не вращая педали – крутим винт L и отслеживаем момент, когда лапка только начинает сдвигаться и немного выкручиваем винт обратно. То, что цепь при этом может немного касаться рамки спереди на отслеживание момента сдвига лапки не повлияет. Т.е. самое негативное, что при этом произойдёт – цепь возможно немного потрётся о рамку при переключении на и с большой звезды кассеты, но настроено всё будет так же, как и на средней звезде системы.
Если настраивать на маленькой звезде системы, то максимальный перекос будет в начале – на маленькой звезде кассеты. Но он тоже не повлияет на положение лапки и направляющего ролика, т.к. конструкция многоскоростной цепи предусматривает чтобы цепь сгибалась в боковых направлениях и такого перекоса недостаточно, чтобы ограничивать лапку.
В общем, на саму настройку это не повлияет, но если смущает момент с задеванием цепью рамки, то можно переключиться на среднюю звезду.Почему на велосипеде не переключаются скорости, как исправить поломку
Ремонт
Езда на велосипеде часто обременяется всевозможными проблемами, поэтому постоянное техническое обслуживание просто необходимо. Тем не менее определенные сложности все же иногда возникают. Если что-то не так с компонентами трансмиссии, то транспорт в большинстве случаев дает сбой. В частности, водители иногда жалуются, что у них не переключаются скорости на велосипеде: такого рода поломка может быть связана с различными причинами. Впрочем, она легко поправима, если правильно перенастроить переключатель или заменить изношенные детали.
Типы переключателей
Велосипедные переключатели скоростей могут отличаться строением и механизмом действия. Различают системы трех типов:
- внутреннего переключения (планетарные втулки);
- внешнего переключения;
- комбинированные.
Механизм внутреннего переключения — это нестандартный вариант. В отличие от внешнего устройства, в нем отсутствуют кассеты со звездочками и зубьями, а также навесные переключатели. На таких велосипедах все иначе. У него всего одна звездочка, расположенная впереди, цепь и еще одна сзади. Сам механизм располагается внутри задней втулки. Благодаря такому строению он устойчив к неблагоприятным условиям (в том числе, к непогоде), долговечен и надежен. Более того, с ним легко управляться: для переключения скоростей не нужно вращать педали, а тормоз и вовсе может быть встроен.
Механизмы внешнего переключения — более привычное решение. Они могут располагаться впереди или сзади. У переднего велосипедного переключателя скоростей цепь перебрасывается с одной звезды на другую по такому принципу: она проходит через раму, которая может перемещаться благодаря параллелограммному механизму. При переключении рамка сдвигается и занимает положение над требуемой звездочкой, а под ее воздействием на аналогичную позицию перескакивает и цепочка.
Задние переключатели скоростей, на первый взгляд, работают аналогичным образом. Однако при их использовании задействуется большее количество звездочек. Для передних трансмиссий хватает до 3-х — задние же могут работать с кассетами до 9 звезд.
Внешний переключатель
Манетка
Планетарная втулка
Разные виды переключателей скоростей имеют свои достоинства и недостатки:
- Универсальный, подходит даже для велосипедов с нестандартной геометрией;
- простота конструкции — залог того, что ее легче обслуживать и ремонтировать в случае возникновения неисправности
- Рамка переключателя может задевать раму велосипеда, что приводит к некорректной настройке скоростного режима;
- под нагрузкой перебросить цепь довольно сложно (в особенности, с меньшей звездочки на большую)
- Большой вес конструкции может усложнять эксплуатацию велосипеда;
- из-за постоянного трения возможен быстрый износ механизма
Задний
Передний
Причины поломок
Если на велосипеде не переключаются скорости, необходимо выяснить причину неисправности. Такого рода проблема может быть связана с различными факторами:
- Ненадлежащее состояние тросиков и рубашек. Для эффективного переключения передач эти детали должны быть целыми и чистыми. При наличии загрязнений их нужно устранить. Если тросик испорчен из-за износа (распушился или надорвался), его нужно заменить новым.
- Недостаток смазки. Если грязи и дефектов не обнаружилось, но на велосипеде плохо переключаются передачи, тросик можно обработать тефлоновой смазкой. Это обеспечит должное скольжение. Смазывать детали густыми составами (наподобие солидола) категорически запрещается.
- Деформация велосипедного петуха. Устройство заднего переключателя может давать сбои из-за проблем с кронштейном. Он мог элементарно погнуться в ходе транспортировки велосипеда. Особенно актуальна данная неприятность в случае приобретения нового велотранспорта.
- Люфт между деталями. В ходе длительной эксплуатации у заднего переключателя скоростей могут возникнуть большие зазоры между тросом и другими элементами конструкции. Свободный ход — это не всегда плохо, но если скорость переключается не сразу или водителю сложно настроить нужный ему режим, значит, люфт существенно увеличился и переключатель необходимо перенастроить.
Чтобы избежать поломки, важно проводить своевременное техническое обслуживание велосипеда. Любые изменения в его работе могут сигнализировать о возможных проблемах. Это необязательно свидетельствует о дефектах или износе. Механизм переключения передач может работать некорректно из-за банальных ошибок новичков — неправильной настройки трансмиссии или несвоевременной чистки деталей.
Чтобы не сломался переключатель скорости на велосипеде, важно также уметь корректно им пользоваться. Во-первых, менять скоростной режим можно только во время езды — если педали не вращаются, то попытка сдвинуть цепь может привести к поломке всей конструкции. Во-вторых, делать это нужно только при движении по ровной поверхности и не в гору. Если впереди подъем, необходимо сменить скорость заранее. В-третьих, для плавного переключения следует ослабить нагрузку на педаль (особенно если на велосипеде передний переключатель скоростей).
Скоростной режим необходимо сменять последовательно один за другим — не перескакивая сразу через несколько.
Деформация велосипедного петуха
Испорченный тросик
Люфт между деталями
Недостаток смазки
Правильная настройка
В первую очередь необходимо убедиться, что все детали целые и недеформированные. Если это не так, комплектующие для велосипеда нужно заменить и только после этого переходить к настройке скоростей. В частности, требуется проверить на пригодность:
- трос;
- цепь;
- петуха.
Из инструментов понадобится только ключ для затяжки резьбовых соединений, которым можно закручивать болты. При замене троса также могут пригодиться плоскогубцы, которые помогут «откусить» его лишнюю часть. Дальнейшая последовательность действий зависит от типа переключателя.
Для работы понадобится динамометрический ключ
Если нужно настроить задний переключатель, то инструкция будет следующая:
- Цепь должна стоять на звезде самого большого размера спереди и самого маленького сзади.
- Болт, который фиксирует трос задней перекидки, необходимо открутить.
- Ролики переключателя следует установить в такое положение, чтобы они находились в одной плоскости с нужной звездой. Для этого просто нужно вращать болт с надписью «Н», пока они не займут требуемую позицию.
- Хорошо натянуть трос и затянуть болт.
- Затем скорость переключается на самую низкую (так, чтобы цепь кардинально сменила свое положение и находилась на самой большой звезде сзади и самой маленькой с передней стороны).
- Винт «L» необходимо вращать до тех пор, пока ролики переключателя не будут стоять прямо напротив большой звезды.
Чтобы переключатель на заднем колесе работал исправно, важно чтобы трос не был перетянут. Если переход с одной скорости на другую вызывает сложности, следует воспользоваться барашком манетки. Он позволит изменить натяжение троса — тогда переключатель не будет срабатывать так туго.
Передний переключатель на руле настраивается по-другому:
- С помощью манетки задней перекидки необходимо перейти на среднюю звезду. Это нужно для того, чтобы избежать сильного перекоса цепи.
- Цепь устанавливается на первую передачу, а болт, фиксирующий трос, откручивается.
- Вращение винта «L» позволит сдвинуть рамку перекидки так, чтобы расстояние между цепью и переключателем с обеих сторон было одинаковым.
- Трос нужно натянуть (не слишком сильно) и закрепить болтом.
- После этого необходимо переключиться на самую большую звезду впереди.
- Винт «H» следует вращать до тех пор, пока цепь не будет стоять ровно посередине рамки.
Скорректировать результаты регулировки можно с помощью барашка на манетке, как в случае с задним переключателем. Если триггеры слишком туго жмутся, рекомендуется немного ослабить натяжение тросика. В случае выполнения каждого этапа в соответствии с инструкцией переключатель будет работать исправно.
Комбинации звездочек
Скорость движения велосипеда напрямую зависит от того, какая стоит передача. При перебросе цепи с одних звезд на другие, на передних шестеренках и задней кассете транспорт будет ехать быстрее или, наоборот, медленнее. Количество скоростных режимов, к слову, зависит от конструкции транспорта:
- При наличии у него одной передней шестеренки и задней кассеты на 6–7 звезд велосипед предусматривает 6–7 скоростей.
- Если его конструкция оснащена 3 передними звездами и аналогичной задней кассетой на 6–7 звезд, как в первом случае, то количество передач увеличивается до 18 и больше.
- Задние кассеты на 9–10 звезд — редкое явление. Ими оснащают только профессиональные велосипеды с рекордным числом скоростей до 27–30.
Разные сочетания передних и задних звезд, в свою очередь, позволяют подобрать нужный режим для езды на велосипеде в разных условиях:
Комбинация Для каких условий подходит Самая маленькая передняя звезда (№ 1) + самая большая задняя (№ 1–3) При сильном сопротивлении: при езде на крутых подъемах, по вязкому грунту, песку, густой траве, а также при сильном встречном ветре на грунтовке Средняя передняя звезда (№ 2) + задняя (№ 2–6) При слабом сопротивлении: при подъеме на небольшую горку, езде по асфальту, грунтовым дорогам, плотному песку и грунту Самая большая передняя звезда (№ 3) + самые маленькие задние (№ 5–7 или № 7–9 в зависимости от модели) При отсутствии сопротивления: при движении по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, при отсутствии ветра, а также на спуске Такой важный элемент, как переключатель скоростей должен работать идеально. От этого будет напрямую зависеть качество езды и комфорт самого велогонщика. При любых, даже весьма незначительных неисправностях, крайне важно осмотреть весь механизм и устранить причины поломки. Такая предосторожность будет гарантией того, что велосипед прослужит намного дольше, а его владельцу не придется тратиться на замену деталей.