Производство керамической посуды как бизнес: перечень оборудования, описание технологии, нюансы организации дела 0
Производство посуды из керамики – одна из тех отраслей бизнеса, где не стоит стремиться к всероссийским масштабам и тотальному завоеванию рынка, поскольку это просто нерентабельно. Организация крупного завода потребует серьезных финансовых вложений и труда. При этом даже существующие предприятия не загружены на полную мощность, соответственно, новичку придется еще тяжелее. Между тем небольшая мастерская, например, по изготовлению дизайнерской посуды при грамотном позиционировании сможет приносить достойную прибыль, а риски при этом будут минимальными. Главное – попасть в струю модных тенденций и обеспечить высокое качество продукции.
Особенности российского рынка
Несмотря на обилие новых решений, керамика остается основным материалом для изготовления посуды в России. Потребитель привык доверять качеству и экологичности продукции родом из СССР, что наложилось на мнение о современных товарах. Но если 20-30 лет назад основная масса керамической посуды изготавливалась на отечественных заводах, то сегодня существенный объем приходится на экспорт из Китая. Это не удивительно, поскольку имеющееся в стране оборудование устаревает, не получая должной модернизации, и владельцы бизнеса уже не в состоянии удерживать требуемое потребителем соотношение цены, внешнего вида и потребительских свойств. «Отягощающим» обстоятельством является подорожание и проблемы с поставками сырья, которое ранее по большей части ввозилось из Украины.
Китай же, напротив, имеет все необходимые ресурсы для выпуска больших партий посуды практически любого качества: от самых бюджетных вариантов до товаров элитного сегмента. Также популярностью пользуются изделия из Великобритании, Японии, Германии, Чехии, Польши. Как правило, в этом случае речь идет о высокой и средней ценовых категориях.
Что касается отечественной керамической посуды, ситуация двоякая. С одной стороны, потребитель с удовольствием приобретает продукцию российских марок, руководствуясь уже упомянутым мнением о ее высоком качестве и безопасности. С другой – сами действующие производители способствуют падению имиджа выпускаемых товаров. Таким образом, только степень ответственности предпринимателя будет определять успех нового бизнеса. В этом свете важно подобрать качественную рецептуру керамической смеси, глазури, технологию обжига, а также постоянно держать руку на пульсе модных тенденций. Только так можно обепечить постоянный приток покупателей.
Виды керамической посуды
Существует три основных материала для производства керамической посуды – собственно керамика, фарфор и фаянс. Все три представляют собой разновидности керамики, но имеют различия в рецептуре и технологии изготовления.
Керамические изделия получают при помощи спекания глин с минеральными добавками и другими соединениями неорганического происхождения. Это самое простое решение. Для изготовления фаянса и фарфора используются более сложные технологии.
Фарфор – тонкостенная керамика из смеси коалина, кварца, полевого шпата или других алюмосиликатов, способная пропускать сквозь себя свет. Для достижения этого эффекта сырье подвергают сверхтонкому помолу (его пропускают сквозь сито с 10 000 отверстий на квадратный сантиметр). Фарфоровая поверхность лишена пор, характеризуется прочностью, белизной, термической стойкостью и способностью чисто звучать при прикосновении.
Различают твердый и мягкий фарфор. Благодаря высокому содержанию каолина и относительно небольшому полевого шпата, изделия из твердого фарфора отличают однородность и белизна поверхности, а также характерный звон. Получают их путем двукратного обжига. Сначала при относительно невысокой температуре (порядка 1350°С), затем, после нанесения глазури, при более высокой (1450°С). Именно таким образом изготавливается дорогостоящая столовая посуда высокого качества, статуэтки, вазы и прочий декор, изоляторы и лабораторная тара.
К твердым относят также неглазурованный или бисквитный (его используют, например, для изготовления головок фарфоровых куколок) и костяной фарфор. Второй материал содержит золу костей крупного рогатого скота, благодаря чему обладает великолепной белизной и просвечиваемостью. Однако этот же компонент делает изделия чрезвычайно хрупкими, поэтому костяной фарфор чаще применяют для производства декора, а не посуды. То же относится к мягким сортам фарфора. По цвету и белизне он ничем не отличается от твердого, но при этом чувствителен к перепадам температур и механическому воздействию, поэтому не подходит для изготовления посуды.
В отличие от фарфора фаянс содержит до 85% глины в составе и обжигается при более низкой температуре – 1050-1280°С. В результате получается недорогая, средней прочности посуда, как правило, белого цвета. Поверхность изделий содержит поры и, соответственно, впитывает влагу, что приводит к необходимости покрывать поверхность достаточно толстым слоем глазури. Примером таких товаров могут служить цветные кружки и чашки, которые есть в каждом доме.
В зависимости от состава и характеристик выделяют глиноземный, шамотный, известковый и полевошпатовый фаянс. Последний используется для производства посуды чаще всего, благодаря однородности и высокому содержанию в смеси каолина и глины.
Ассортимент предприятия
Определяться с ассортиментом предприятия нужно как можно раньше. Не стоит делать его слишком большим – достаточно 20-30 позиций. Изделия должны быть высокого качества и гармонично сочетаться между собой, чтобы клиенту проще было составить комплект.
Лучше всего продается керамическая посуда средней ценовой категории – чашки, тарелки, блюда, сахарницы и т. д. Предпринимателю рекомендуется постоянно работать над обновлением ассортимента – с учетом пожеланий клиентов и модных тенденций.
Также необходимо определиться с основной категорией потребителей. Ориентироваться можно как на работу с маркетами и магазинами посуды, основными клиентами которых являются розничные покупатели, так и на оптовую реализацию, например, заведениям общественного питания. В последние годы в стране стабильно растет число открывающихся ресторанов и кафе, которым необходимы большие объемы качественной и красивой посуды, внешне и по характеристикам соответствующей европейским требованиям.
Еще один фактор, который нужно учесть владельцу бизнеса по производству керамической посуды, — сезонность. Сама отрасль формально не относится к сезонным, но существуют некоторые нюансы. Так, в жаркое время года продажи могут пойти на спад. Причина – период отпусков и нежелание потребителей стоять у плиты. С другой стороны, по этой же причине рестораны будут покупать больше посуды. Кроме этого, производителю керамики нужно помнить о высоком влагопоглощении материала. Соответственно, в очень сырую погоду может возникнуть необходимость приостановить работу цеха, чтобы избежать увеличения количества брака.
Сырье
Для производства керамической посуды используют глинистые и непластичные материалы. К первым относят каолины, огнеупорные, туго- и легкоплавкие глины, а также бентониты (пластификаторы). В группу непластичных материалов входят шамот (отощающая добавка, необходимая для снижения температуры обжига и повышения прочности черепка), полевой шпат, тальк, мел, доломит и прочие плавни.
Для декорирования и защиты изделий от механических повреждений потребуется глазурь. Она представляет собой полевошпатное, борносвинцовое, циркониевое или другое силикатное стекло, которое наносится слоем 80-260 мкм в зависимости от вида продукции. Глазури могут быть прозрачными или глухими (полностью перекрывают первоначальный цвет изделия). Во втором случае их называют «эмалями». По цвету различают глазури окрашенные и бесцветные. Для придания того или иного оттенка в состав вводят молекулярные (оксиды и соли) либо коллоидные пигменты.
Приступая к организации производства керамической посуды, следует помнить о высокой материалоемкости отрасли. Для обеспечения относительно небольшого предприятия потребуется порядка 3-4 млн. тонн глинистых материалов и 130-150 тыс. тонн плавней ежегодно. Это означает, что наряду с финансовыми вложениями, необходимо позаботиться о местах складирования сырья, транспортных расходах и эффективном графике поставок. К слову снизить затраты на сырьевое обеспечение производства можно за счет применения обогащенных материалов, закупки глин на региональных месторождениях. Также экономии материалов будет способствовать грамотная организация складских площадей. Она предусматривает:
- обустройство зданий или крытых площадок, поднятых выше уровня грунта и оборудованных стоками для отвода вод;
- закупку ларей и отсеков для раздельного (по видам, сортам, маркам) хранения материалов;
- приобретение эффективного грузоподъемного оборудования – автокаров, весовых тележек, мостовых кранов;
- разработка формы складских карточек учета, где фиксируются максимальный и минимальный запас сырья, движение материалов внутри производства.
Все материалы, поступающие на склад, должны проходить контроль качества с фиксацией в журналах учета.
Если предприятие планирует работать с сырьем, поставляемым из-за рубежа, дополнительно следует заложить расходы на оформление документов и растаможивание грузов, а также учесть в производственном графике время доставки. Впрочем, на той же Украине имеет смысл закупать именно глинистые материалы в больших объемах. Стоимость тонны глины в России составляет порядка 500-600 руб. У соседа материалы аналогичного и выше качества можно приобрести почти в 2 раза дешевле. Что касается глазурей и других компонентов, то они широко представлены на территории РФ. Ознакомиться с ассортиментом отечественных поставщиков можно в сети Интернет, например, здесь (керамистика.рф, гончарныймир.рф, ceramgzhel.ru, breezecolour.ru).
Технология производства керамической посуды + Видео как делают
Алгоритм производства керамической посуды будет зависеть от вида изделий, что прописывается в технологических картах. Обобщенно процесс можно представить в виде ряда последовательных этапов:
- Подготовка сырья. Практически все глинистые материалы (кроме специальных пакетированных смесей) при поставке содержат примеси. Соответственно, сначала нужно очистить сырье от ненужных минеральных включений. Затем оно размалывается, пропускается через сито и только затем смешивается с остальными компонентами согласно рецептуре.
- Приготовление рабочей массы. В зависимости от способа дальнейшей обработки в сухую смесь компонентов вводится определенное количество воды. Например, при использовании для отливки сложных изделий требуется шликер влажностью 35%, простая посуда (блюдца, тарелки) формуется при помощи гипсовых форм и стальных шаблонов из пластической массы, влажность которой составляет около 25%.
- Первичное затвердевание. Оно может происходить естественным образом или в конвекторной печи (70-90°С). Стоимость такого оборудования достаточно высока, поэтому в условиях малых производств оно применяется достаточно редко.
- Глазирование, нанесение рисунка и обжиг. Очередность и кратность этих операций отличается для разных видов керамики. Так, в случае с гончарной продукцией достаточно однократного обжига, а фарфору потребуется двукратный при высоких температурах. Окрашиванеи может быть надглазурным (чаще применяется для фарфора) и подглазурным, а сама глазурь – разных видов.
Таким образом, технология изготовления керамической посуды должна подбираться индивидуально. Для этого сначала определяется номенклатура товаров, а затем нанимается технолог, который разработает производственный алгоритм.
Оборудование для производства керамической посуды
Минимальный комплект оборудования для небольшой мастерской, рассчитанной на выпуск порядка 1000 наименований продукции за один цикл, может включать:
- шаровую мельницу для изготовления глазури (около 300 тыс. руб.);
- формовочную установку для производства керамической посуды при помощи гипсовых форм (160-300 тыс. руб.);
- бокс для напыления глазури (130-160 тыс. руб.);
- глиномялку для проминки (экструзии) керамической массы и восстановления отходов (300-450 тыс. руб.);
- заливочные столы для получения керамической посуды по технологии шликерного литья (порядка 130 тыс. руб. за единицу);
- компрессорное оборудование для глазуровальной установки (9-12 тыс. руб.);
- магнитный сепаратор для удаления примесей из воды, шликера, глазури (порядка 60 тыс. руб.);
- лабораторная мельница для смешивания материалов и моделирования процессов помола в промышленных агрегатах (90-120 тыс. руб.);
- мешалки для смешивания материалов (пигментов, красителей, глазурей и т. д.) в различных технологических процессах (около 40 тыс. руб.);
- модельный станок для производства гипсовых и керамических моделей (150-200 тыс. руб.);
- сепараторы-отстойники для очистки отработанной воды от глины перед сбросом в канализацию (20-35 тыс. руб. за единицу);
- ручной или автоматический раскатчик глины для изготовления однородных по толщине заготовок в виде пластов (30-150 тыс. руб.);
- скульптурные станки со вращающимся рабочим столом для вспомогательных операций при проектировании изделий (15-40 тыс. руб. за единицу);
- терморегуляторы для печей обжига (30-60 тыс. руб.);
- тернетки для удобства при росписи и обводке керамических изделий (10-15 тыс. руб.);
- сушильные шкафы (30-100 тыс. руб.).
Также для оснащения производства потребуется мебель (стеллажи, столы, стулья), компьютерная техника и ПО для создания моделей.
Располагать производственный цех желательно в промзоне города. При этом стоит позаботиться о наличии удобной транспортной развязки, оборудованных подъездных путей и достаточно просторных складских площадях. Само здание должно быть подключено ко всем коммуникациям, соответствовать требованиям СЭС, Пожарной инспекции и нормам охраня труда.
Обслуживать небольшое производство смогут 3-4 работника за одну смену. Также потребуются опытный технолог, грузчик, уборщик, водитель. Ведение бухгалтерского учета рационально передать на аутсорсинг, а функции менеджера по продажам и директора на первом этапе сможет выполнять владелец бизнеса.
Сертификация посуды
Керамическая посуда соприкасается с продуктами питания, поэтому относится к товарам, подлежащим обязательному подтверждению соответствия, для чего потребуется оформить обязательный сертификат соответствия государственному стандарту либо декларацию о соответствии (в зависимости от вида продукции). Для некоторых типов товаров (детская, лабораторная посуда) дополнительно необходимо получить свидетельство о государственной регистрации. Оформляется декларация согласно п. 5 ст. 24 ФЗ «О техническом регулировании». Качество керамической посуды регламентируется ГОСТ 28390-89 и ГОСТ 28391-89. Порядок маркировки и упаковки – ГОСТ 28389-89.
Регистрация предприятия
Форма организации бизнеса зависит от масштабов. Небольшому предприятию или дизайнерской мастерской достаточно статуса ИП. Однако если планируется сотрудничество со специализированными магазинами, заведениями общественного питания, гостиницами и другими юридическими лицами, потребуется ООО.
В зависимости от специфики ассортимента, следует указать подходящие коды ОКВЭД-2:
- 23.41 — «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий»;
- 23.41.1 — «Производство столовой и кухонной керамической посуды»;
- 47.59.2 — «Торговля розничная различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в том числе фарфора и фаянса в специализированных магазинах»;
- 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;
- 46.19 Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;
- 46.44 Торговля оптовая изделиями из керамики и стекла и чистящими средствами;
- 46.49 Торговля оптовая прочими бытовыми товарами;
- 46.90 Торговля оптовая неспециализированная;
- 47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах;
- 47.89 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами;
- 47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет;
- 53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта;
- 82.92 Деятельность по упаковыванию товаров.
Размер вложений
Для комплектации небольшого цеха современным оборудованием потребуется порядка 2.5 млн. руб. Объем и состав необходимых запасов сырья определяется на основании технологических карт. Также закладываются средства на регистрацию предприятия, сертификацию товаров, аренду и ремонт помещения, оплату коммунальных платежей и выплату заработной платы, а также непредвиденные расходы. Реальные цифры по перечисленным пунктам могут существенно отличаться в зависимости от региона, планируемых масштабов деятельности и других факторов, но, как правило, колеблются в районе 1-1.5 млн. руб. Прогнозируемые сроки окупаемости вложений – от 3 лет при условии наличия стабильных рынков сбыта.
Как делают керамические изделия
Создавать керамику своими руками не так сложно, как может показаться! Когда вы познакомитесь с основами, то сможете сразу же начать творить. А опыт и знания накопятся уже в процессе творчества. В этой статье мы поэтапно опишем, как изготавливают керамику, и расскажем, с чего начать.
Какие керамические изделия делают вашу жизнь комфортнее и привносят в нее красоту? Любимая кружка, стильная ваза, изящный подсвечник, яркие горшки для растений или же набор посуды для посиделок с лучшими друзьями? А теперь представьте, что каждую из этих вещей вы могли бы сделать самостоятельно, вложив в нее частичку души, украсив интересным узором или смешной надписью. Идея интересная, но проста ли она в реализации? Да, и еще раз да! Мы подробно расскажем, как делается керамика, и у вас не останется сомнений!
Этапы производства керамических изделий
-
Подготовка рабочего места.
Для того, чтобы работа с глиной была исключительно медитативным занятием и не требовала после себя генеральной уборки, накройте газетой или брезентом те участки, которые не планируете загрязнить. Также советуем надеть то, что не жалко испачкать, или же специальный фартук поверх одежды. Волосы следует заколоть, чтобы они не загрязнились или случайно не попали в глаза во время того, как вы будете делать обычную или глазурованную керамику.
Пузырьки воздуха разрушительны для керамических изделий, поэтому стоит избавиться от них еще до начала работы. Для этого поделите глину на небольшие порции и раскатайте руками. Также можно замесить ее, как тесто, сформировать шар и ударить по нему, разместив на гипсе (для поглощения влаги). Если вы не уверены, что пузырьков не осталось, разделите глину пополам с помощью проволоки и внимательно осмотрите.
Запустите круг, а затем бросьте в его центр глину. Увлажнив руки в тарелке с водой, обхватите и начните вытягивать глиняную массу вверх. Советуем на каждом этапе работы убеждаться, что ваши локти прижаты к коленям или же внутренней стороне бедер. Это поможет уверенно держать руки.
Глину необходимо отцентровать, раскрутив для идеально гладкого состояния. В итоге должен получиться конус. Затем вдавите массу одной рукой, придерживая сбоку второй. А когда она расширится, начните с небольшим давлением выравнивать бока. Если на руке соберется немного глины, отложите этот сгусток в сторону.
Теперь можно приступать к формованию самого изделия! Конкретных инструкций здесь не будет, так как для каждого изделия (кружки, тарелки, вазы и т.д.) такой процесс имеет свои особенности. Советуем совершать медленные и обдуманные движения, отводя на каждое из них около 5 оборотов круга. Накопившуюся воду удаляйте губкой.
Сформированное изделие все еще остается влажным, поэтому ему требуется сушка. Во время нее произойдет усадка, предмет станет меньше. Сушите изделия на ровной поверхности, чтобы избежать трещин и деформирования. Длительность сушки в зависимости от размера и сложности вашего творения может занять от одного дня до нескольких недель.
Советуем располагать изделия подальше от солнечного света, сквозняков и батарей. Удивительно, но тонкие части сохнут дольше толстых, что может привести к трещинам, из-за которых изделие не переживет обжиг. Поэтому старайтесь придавать стенкам одинаковую толщину. Если изделие имеет множество деталей, сушите его под пакетом, который следует снимать несколько раз в день для проветривания.
Изделие необходимо обжечь хотя бы один раз, после чего можно наносить на него глазурь. Разные виды глины по-своему реагируют на тепло, поэтому перед обжигом надо изучить инструкцию или описание в интернете. И не забывайте учитывать размер предмета!
Как делают керамические изделия в «Крути-Верти»?
Вы можете познакомиться со всеми представленными этапами в нашей уютной студии! Рабочее место уже будет подготовлено к вашему приходу, за сохранность одежды тоже можете не волноваться — мы выдадим наш фирменный фартук, а вам останется только заколоть волосы.
В гончарной студии «Крути-Верти» будет комфортно как начинающим, так и опытным посетителям. Тем, кто еще ни разу не держал в руках глину, на всех этапах помогут наши мастера. А если у вас совсем нет идей для создания изделия, достаточно прийти на один из множества наших мастер-классов. Мы уверены, что каждый найдет что-то для себя!
Сформировав изделие на гончарном круге, за столом вы сможете вылепить необходимые детали и с помощью специальных инструментов и штампов снабдить его надписью или орнаментом. Затем вы оставите свое творение у нас для сушки, обжига и покрытия глазурью, а уже через пару недель сможете забрать готовую керамику.
Если вы творите дома, но не имеете печи, мы также сможем помочь! Приносите изделия для обжига и забирайте их позже. Администратор «Крути-Верти» уведомит вас о готовности.
Для тех, кто всерьез заинтересовался гончарным ремеслом, у нас есть два крутых курса — «Базовый» и «Продвинутый». Пройдя хотя бы один из них, вы получите не только уйму часов практики, но и множество потрясающих изделий.
Придя хотя бы раз в студию «Крути-Верти», просто невозможно не влюбиться в гончарное мастерство! И эта любовь передается как взрослым, так и детям (ученики Летнего Керамического Лагеря не дадут соврать!).
Если у вас есть желание сделать глазурованную керамику своими руками, приобрести новое хобби или же просто классно провести время, приходите, не раздумывая — будем творить вместе!
Создание керамической посуды своими руками в домашних условиях
Керамическая посуда – самый древний предмет интерьера, но, несмотря на это, керамика не теряет своей популярности в наши дни. Горшки, вазы, чайники и чашки, различные тарелки – всё это реально создать самостоятельно и вложить в изделие тепло своих рук. Такое творчество считается утончённой работой, поэтому подойти к ней надо с особым вдохновением. Одним из преимуществ работы с глиной является то, что неполучившийся предмет можно исправить или сделать заново. Глина легко прощает ошибки.
Особенности и преимущества глиняной посуды
Используя глиняную посуду, необходимо соблюдать некоторые правила, тогда керамика прослужит долго и не потеряет свой внешний вид. Перед применением новую утварь замачивают в воде на 10-15 минут. Обычно такая посуда применяется в духовке, причём ставят её в холодную печь, тогда она равномерно прогреется, и еда качественно приготовится.
В уходе керамическая кухонная утварь более требовательна: мытьё должно проходить в горячей воде с добавлением соды или моющего средства с обильным полосканием. Если посуда не покрыта глазурью, её необходимо хорошо просушить. Хранение происходит в открытом виде, без крышек и в проветриваемом месте, иначе неприятного запаха не избежать.
Важно обращать внимание на указанные особенности, чтобы посуда прослужила длительное время.
Преимуществ применения много:
- экологичность материала изготовления;
- долговечность использования;
- легко переносит как высокую, так и низкую температуру: возможно применение в духовой и микроволновой печи, в морозильной камере;
- ко дну не пригорает пища;
- на поверхности не образуется накипь;
- не выделяет запаха и примеси;
- способность сохранения максимума полезных элементов готовящихся продуктов;
- может использоваться как термос;
- при длительном хранении продуктов на них не появляется плесень.
Из чего делают керамику и где взять материалы для работы
Керамика представляет собой обожжённую глину, из которой керамист изготовляет посуду и другие изделия. Натуральная глина отличается от полимерной своим происхождением. Её добывают из недр земли и не подвергают химической обработке.
Для изготовления керамики применяется только жирная глина без примеси камней и других частиц, иначе готовый предмет может растрескаться во время запекания. Масса для лепки должна храниться в специальных условиях и при определённой влажности. Натуральная порода бывает белой, красной, фарфоровой, голубой и чёрной (тёмно-коричневой).
Самая распространённая – белая глина, которая после обжига даёт изделию добротный оттенок слоновой кости.
Красный цвет изготовленному предмету даёт красная глина. Сырой материал зеленоватого оттенка из-за находящегося в составе оксида железа. Такая глиняная смесь податливая, не рассыпается на крошки, поэтому применяется для скульптур и крупных предметов.
Фарфоровая глина позволяет сделать изящные, белые после обжига поделки.
Голубая глина используется в основном в косметических и медицинских целях.
Чёрная или керамическая масса тёмно-коричневая является наиболее твёрдым сырьём из всех перечисленных. После нахождения в горячей печи предметы становятся изысканного оттенка слоновой кости.
Ещё глину разделяют по температуре обработки:
- легкоплавкая;
- среднеплавкая;
- тугоплавкая.
Для новичка в гончарном деле лучше всего приобрести готовую для работы керамическую массу: она снабжена дополнительными добавками (формовка, гончарный круг), облегчающими подготовку к творчеству. При выборе материала ориентируются на размер фракции, желаемый цвет после тепловой обработки и стоимость. Цена во многом зависит от производителя, но также фасовки и фактуры.
Кроме глины, необходимо докупить глазурь и эмаль для покрытия готового изделия, а также цветной пигмент для декора. Улучшить свойства сырья и придать ему фактуру можно при помощи различных добавок. Чтобы склеить детали, применяется шликерная масса. Это специальный клей для глины. Просто соединить глиняные детали можно, но есть вероятность раскола изделия при обжиге. Все необходимые инструменты, добавки и материалы можно приобрести в магазинах для ремесленников.
Для серьёзной работы с глиной понадобятся более дорогие приспособления – гончарный круг и печь. Такое оборудование недешёвое, но оно является профессиональным, и изделия, произведённые на нём, станут ещё более красивыми и добротными.
Техника работы с глиной вручную
Превращение глиняной массы в изысканное творение – настоящее искусство. Есть несколько способов, как делают глиняную посуду:
- Лепка. Это, пожалуй, самое доступное домашнее творчество из глины. Изделие вылепляют из глиняной массы подобно пластилину, применяя стеки или подручные приспособления.
- Гончарное дело. Более серьёзное занятие, требующее специального оборудования, например, гончарного круга. С его помощью можно создать вазу или кухонную утварь.
- Отминка. Такой способ представляет собой выкладывание глиняной массы в гипсовую форму. После застывания изделие извлекается и обжигается. Отлично подходит для начинающего керамиста, создания плитки.
- Литьё. Способ подобен предыдущему, различие лишь в формах. Полученные заготовки высушивают в формах, после извлечения раскрашивают.
Не важно, каким способом было выполнено творение, завершающим этапом всегда является обжиг. Совершают его в гончарной печи, при температуре более 1000 градусов. Затем можно покрыть предмет акриловой краской или специальной глазурью для керамики. Если изделие прошло обработку глазурью, то обжиг повторяется.
Если изделие планируется выполнить в естественном цвете, то используют молочение. Такой приём подразумевает покрытие неокрашенной запечённой работы молоком в несколько слоёв, а затем повторное запекание при более низкой температуре.
Только отработав технику, можно добиться по-настоящему достойных результатов. Не стоит новичку сразу садиться за гончарный круг. Опытные мастера настоятельно советуют начать практику с более простого, например, с лепки.
Лепка
Лепка известна с давних времён, но мастера постоянно модернизируют имеющиеся приёмы, вносят что-то новое. Так, лепка бывает:
- ручная из цельного куска глины;
- ленточно-жгутовая техника;
- пластиковая (текстильная техника);
- отминка в готовую форму;
- отливка в гипсовую форму;
- вытягивание предмета на гончарном круге.
Ручная лепка не исключает вытягивание на гончарном круге. Многие мастера производят свои изделия только методом ручной лепки. Чтобы понять смысл и принцип работы, можно попробовать мастерить с пластилином.
Гончарный круг
Гончарный круг используется для лепки круглого предмета. Для новичка необязательна покупка такого оборудования.
Круг бывает с ручным, ножным и электрическим управлением.
Электрические считаются самыми удобными и практичными. Именно их обычно и покупают керамисты. Интересный факт: работу на электрическом круге можно освоить за несколько часов. Инструмент с ручным управлением поддаётся мастеру только через месяцы тренировок.
Гончарный круг различается по типу двигателя:
- Коллекторный – самый простой и популярный в компактных моделях. Он мягко переключает скорость вращения, работает тихо.
- Асинхронный – вращается в обе стороны, меньше шумит. Такой прибор требует определённого навыка для регулировки скорости.
- Бесщеточный двигатель постоянного тока предназначен для профессиональной работы. Он надёжен, при работе издаёт тихий звук.
Неплохой первоначальный опыт можно получить на детской модели круга. Начиная работу, главное, понять, как правильно ставить руки и почувствовать уверенность, проработать основные технические моменты.
Отминка
Отминка пользуется популярностью у начинающих мастеров. Техника проста в понимании и в учебных пособиях подробно иллюстрируется. Гипсовая форма для отминки выбрана неслучайно. Гипс способен впитывать лишнюю влагу, и изделие хорошо застывает.
Литьё
Литьё отличается от отминки используемыми формами. В этом случае изделие выполняется с тонкой, изящной стенкой. Прочность поделки возрастает только после обжига.
Материалы и инструменты
В специальных магазинах для ремесленников представлен ассортимент материалов и инструментов для работы с глиной. Начинающему мастеру лучше присмотреться к более простым и недорогим, а практикуясь, обновлять инвентарь в соответствии с новыми требованиями.
Инструменты
Главный инструмент керамиста – это руки. Однако не обойтись и без специальных предметов:
- гончарный круг – основной инвентарь для изготовления круглых изделий, посуды;
- струна – необходима для среза готовой работы с гончарного круга;
- турнетка – вертящаяся металлическая подставка, необходимая для зачистки, выравнивания формы и росписи готового произведения;
- иглы или шило, скалки, гончарные гребешки и стеки – инструменты для моделирования и придания фактуры предмету.
Где и какую глину взять
Чаще всего материал для работы покупают в специализированном магазине. Конечно, можно добыть сырьё самостоятельно в овраге или карьере, но такое под силу не каждому, да и глина может оказаться неподходящей для моделирования. Она должна быть пластичной, без примесей, подготовленной к работе руками или на гончарном круге. Как указывалось выше, любое лишнее вкрапление в материале может испортить всю работу: изделие или потрескается в печи или станет неожиданного оттенка.
Как подготовить к работе
Чтобы подготовить глину к работе, следует растворить её в большом количестве воды. Удобнее это делать в эмалированном тазу. Раствор оставляется на некоторое время настаиваться, затем перемешивается и начинается процесс перемятия. Инородные тела, а также появившиеся пустоты можно удалить из материала промятием. Рабочее тесто из глины должно быть эластичным и однородным.
Технология работы с глиной вручную
Перед тем как приступить к работе с глиной, её разминают, надавливая на кусок пальцами. Научиться правильно отщипывать просто: нужно прищипнуть маленький кусочек, затем оторвать его. Добиться плоского элемента можно с помощью сплющивания куска пальцами или прижимая его ладонью к столу.
Существует ещё необходимые для лепки приёмы:
- скатывание – формирование шарообразных заготовок;
- раскатывание – создание жгутов;
- разрезание – разделение куска стеком;
- заострение – оттягивание пальцем куска для придания ему остроты.
В процессе работы творение регулярно осматривается и поправляется в плане пропорциональности и симметричности.
Как слепить тарелку из глины своими руками
Для изготовления глиняной посуды своими руками потребуются следующие инструменты и материалы:
- замешанная, подготовленная глина;
- скалка;
- ёмкость с водой;
- деревянная лопатка;
- лист бумаги;
- ровная поверхность.
Приступая к работе, необходимо вымесить глину, чтобы она стала эластичной и нелипкой. Когда материал стал податливым, можно начинать творить. Первый шаг – это формирование шара диаметром около 10 сантиметров. В центре делается углубление. Аккуратно надавливая на углубление, повернуть шар по часовой стрелке, тем самым растягивая и увеличивая изделие.
Чтобы было удобнее делать вращательные движения, заготовку можно поместить на лист бумаги. Изделие уже напоминает пиалу. Деревянной лопаткой или мокрыми пальцами формируются ровные, правильные края. Чтобы выполнить описанный шаг, нужно правильно держать будущую тарелку и инструмент. Лист вращайте по кругу, а приложенная перпендикулярно лопатка или пальцы работают на выравнивание.
Далее следует обильно смочить руки водой и сгладить изделие внутри. Работа выполнена. Она может быть не совсем идеальна и иметь погрешность в симметрии, но она сделана самостоятельно, в ней тепло и энергия рук мастера.
Как слепить кружку из глины своими руками поэтапно
Для лепки кружки своими руками потребуются следующие инструменты и материалы:
- готовая для лепки глина;
- кисть;
- ёмкость с водой;
- шпатель.
Первый шаг для выполнения керамической кружки – это формирование шара 15-20 сантиметров в диаметре. Подобно работе с тарелкой в шаре делается углубление, и заготовка вращается вокруг пальца другой руки. Далее следует начать вылепливание чашки со дна вверх.
Для выровнивания края и внутренней части творения необходимо воспользоваться шпателем. Чтобы сделать нижнюю часть гладкой и ровной, чашечку вращают и разглаживают материал влажными руками. Возможно, для удобства работы пригодится плоская, твёрдая подставка.
Сушка и обжиг изделия
Готовое изделие обязательно нуждается в сушке. Обычно на это уходит не менее 24 часов. Далее идёт процесс обжига. Новички могут воспользоваться обычной духовкой, а для профессионалов необходима муфельная печь.
Декорирование
Декорирование – творческая часть изготовления глиняной посуды. Существует множество методов декора:
- рельеф;
- роспись;
- глазурирование;
- инкрустация;
- тиснение;
- печать;
- резерваж;
- ажур;
- шелкография.
Любой выбранный вариант превратит изделие в необычное, уникальное произведение искусства.
Как правильно пользоваться глиняной посудой
Следуя следующим правилам и советам, можно сохранить керамическую посуду на долгое время:
- избегать резкого перепада температуры. Нельзя ставить блюдо в горячую духовку. Следует поставить его в холодную, а затем включить. Таким образом, нагрев будет равномерным и не навредит посуде;
- недопустим контакт с открытым пламенем. Кухонная утварь растрескается от резкого нагрева;
- для заваривания чая или травяного напитка керамическую посуду обдают кипятком;
- разграничение кухонной посуды. Пористая глина хорошо впитывает запахи, поэтому не следует в одной и той же посуде подавать мясные и сладкие блюда;
- нельзя применять агрессивные моющие средства. Мыть керамику можно в тёплой воде с добавлением соды или мыла. Глина может впитать вредные химические вещества;
- тщательное просушивание изделий без крышки после мытья.
Заключение
Посуда из керамики, сделанная своими руками, всегда останется самой дорогой сердцу, даже несмотря на погрешности во внешнем виде или дизайне. Изделие сохранит тепло и энергию мастера, будет напоминать об увлекательном процессе лепки. Керамическая посуда всегда будет актуальной, изысканной и впишется в любой интерьер.
Что такое шликерное литье и как оно правильно делается
Статьи
Термин «Шликерная посуда» присутствует не только в лексиконе керамиста. О его существовании знает каждая хозяйка. Шликер также называют жидкой глиной, поэтому простому обывателю не совсем понятно, как из жидкой субстанции можно сформировать сложную форму.
В нашем понимании изготовление керамики тесно связано с работой на гончарном круге. Однако это классическое приспособление не всегда применимо, особенно если речь идет о литье тонкостенного фарфора, способного пропускать свет.
Для опытного керамиста шликерное литье является одним из видов искусства.
Но техника работы с жидкой глиной достаточно сложная, а малейшее отступление от технологии приведет к тому, что полученный результат будет сильно отличаться от запланированного.
Перед тем, как вдаваться в детали самого процесса литья, необходимо познакомиться с ключевым понятием, касающимся непосредственно шликера.
Что такое шликер
Шликер представляет собой глинистую массу, по консистенции похожую на жидкую сметану. В его состав входит каолин, полевой шпат и кварц. Из этого материала изготавливают тонкостенный фарфор методом отливки.
Сам термин имеет немецкие корни и используется с глубокой древности. Изначально жидкую глину применяли исключительно при росписи керамики.
Для приготовления массы цветную глину смешивали с водой, а затем полученный натуральный «краситель» наносили на поверхность черепка.
Сегодня шликер имеет более сложный химический состав, поэтому шликером принято называть вещество на основе глины, которое при помощи воды доведено до состояния суспензии и которое, естественно, используется для изготовления керамических изделий.
При отливке нужно использовать только пористые формы. Оптимальным вариантом является форма из гипса, так как гипс хорошо впитывает влагу. В зависимости от влажности шликера получают разную по физическим свойствам керамику.
К примеру, шликер для фарфора имеет влажность 33%, а для фаянса – 37%.
Как видно из показателей, небольшой разброс значений коренным образом влияет на конечный результат. В целом, керамист пользуется следующей закономерностью: глина с большей влажностью дает при заливке большую усадку.
Шликер может выступать не только в качестве основного материала. Его используют и как клей, если формируется сложное изделие, состоящее из нескольких частей.
Но шликерное литье применяется только в первом случае. Эта технология связана с наполнением специально подготовленных форм шликером и не подразумевает внесения корректив при помощи ручной лепки, а также работ на гончарном круге.
Шликер, как материал востребован в ручной работе и на массовом производстве.
Подготовка шликера – первый этап шликерного литья
Керамика из шликера не является редкостью. В обиходе каждого человека наверняка найдется какое-либо изделие из фарфора или фаянса, отличающееся изящными тонкими стенками, сложными формами, которые невозможно создать на гончарном круге или методом лепки.
Плотность жидкой глины может быть разной, но диапазон значений достаточно узкий. В среднем 1 кубический сантиметр суспензии имеет массу около 1,7 г.
Среди керамистов есть любители работать с натуральным продуктом. Они сначала готовят глину, высушивая ее и перемалывая, затем насыщают дополнительными компонентами и модификаторами (полевой шпат и силикаты являются составными элементами многих сортов глины). Но сегодня созданы все условия, чтобы с наименьшими временными затратами освоить технологию шликерного литья.
Материал продается в виде сухого порошка. В нем содержатся, помимо основных элементов, сода, жидкое стекло и нефелин. При желании можно модифицировать состав, добавив в него измельченное стекло.
Такой порошок хорошо смешивается с пигментом, поэтому керамист получает возможность отливать цветные формы.
Если шликер продается в упаковке, то производитель позаботился о том, чтобы дать покупателю подробную инструкцию по приготовлению суспензии. Но и при отсутствии инструкции процесс приготовления жидкой глины будет не таким уж и сложным.
В качестве наполнителя служит вода, однако нельзя брать воду из-под крана, так как она содержит соли, которые негативно влияют на разжижение порошка. «Мягкую» дистиллированную воду покупают в магазине.
При приготовлении шликера нужно избегать образования пузырьков воздуха. Они могут стать причиной появления в отливке полостей и трещин. Вода вводится в порошок медленно и аккуратно.
Использование дистиллированной воды исключает необходимость измерения жесткости, что в домашних условиях выполнить практически невозможно. При отсутствии особых указаний от производителя порошок разводится с водой в следующем соотношении: на а 2 кг сухого порошка приходится 1 л воды. Влажность полученной суспензии составит около 33%.
Помните, что добавление жидкого стекла и соды никак не влияет на показатель влажности.
Модификаторы вводятся поэтапно. Сначала добавляется 2/3 части жидкого стекла или соды, а после перемешивания в состав вносится оставшийся модификатор. Замешивать суспензию удобнее всего при помощи специального миксера. Если в арсенале такового нет, то подойдет дрель с соответствующей насадкой.
Длительность перемешивания составляет около 3 минут, за исключением тех случаев, когда шликер полностью готовится вручную. Добиться высокой степени однородности конечного состава можно путем поэтапного введения компонентов.
Например, порошок и вода делятся на три части. После введения каждой части материал тщательно перемешивается.
Состав из порошка и воды отстаивают в течение суток, после чего в суспензию вносится жидкое стекло, которое может служить наполнителем для доведения шликера до нужной консистенции.
Можно проверить текучесть глины простым способом: он должен выливаться тонкой непрерывной струйкой.
Перед заливкой следует еще раз процедить шликер, но теперь нужную текучесть получают добавлением воды. Технику заливки шликера не совсем корректно рассматривать обособленно, так как серия ошибок на разных этапах может привести к возникновению дефектов.
К примеру, пузыри в отливке могут появиться из-за использования жесткой воды, из-за введения воды в порошок под большим напором, а также при чрезмерно быстрой заливке. Таким образом, порча изделия не всегда указывает на низкое качество шликера.
Те, кто делает шликер из натуральной глины, обрекают себя на более трудоемкое занятие.
Сначала глину вымачивают в большой емкости, чтобы ее было удобно периодически перемешивать. В итоге должно получиться своеобразное молочко, жидкое и однородное. Оно должно процеживаться через сито.
При первом процеживании избавляются от разного мусора и частиц, которые не растворились в воде. После этого молочко снова отстаивается, пока вода не станет прозрачной.
Вязкая глина оседает на дно, и задача мастера заключается в том, что эту глину нужно собрать. Воду можно аккуратно слить через край емкости, а глину нужно переложить в другую посуду.
Более густая глина должна отстояться в течение двух суток. Она осядет еще сильнее, остаток воды снова придется слить. Из оставшейся глины можно готовить шликер нужной консистенции.
Увеличить текучесть позволит добавление воды, снизить – добавление жидкого стекла. Приготовление шликера желательно проводить в теплом помещении. По быстроте оседания глины судят о качестве приготовленного раствора.
Если уже через 15 минут появился густой осадок, то это означает, что глина недостаточно жирная. Ее необходимо обогатить жирными сортами, разведенными в воде с добавлением жидкого стекла.
Технология шликерного литья
В основу техники шликерного литья положены два физических явления. Первое заключается в том, что гипсовая форма, независимо от влажности материала, способна в большей или меньшей степени впитывать воду. Второе явление обратно противоположное, то есть, глина отдает влагу, причем по всему своему объему.
Если с поверхности глиняного черепка происходит отбор воды, то влага по капиллярам из толщи пласта поступает к поверхности.
В связи с этим определен наиболее подходящий материал для изготовления форм – гипс.
Методом шликерного литья можно изготавливать как толстостенные, так и тонкостенные изделия с полостью внутри.
На первый взгляд может показаться, что технология усложнена по сравнению с техникой ручной лепки или работы на гончарном круге. Здесь есть доля истины, так как процесс изготовления керамического изделия многоэтапный, и на каждом этапе необходим определенный навык и опыт.
Даже керамисты со стажем постоянно дорабатывают отливочные формы. Сам процесс занимает достаточно много времени. От подготовительных работ до получения изделия может пройти несколько недель.
Для отливки изделий понадобится форма, которая изготавливается из гипса по предварительно собранной модели. Можно сказать, что модель является точной копией будущего изделия, однако она должна быть несколько большей по габаритным размерам, так как глина в процессе сушки и обжига дает усадку.
Основная сложность заключается в том, чтобы точно определить степень усадки.
Если планируется наладить серийное производство или сделать несколько изделий из одной и той же глины, то усадку определить несложно. Здесь удобно пользоваться двойным кронциркулем с подгибающимися кончиками. Таким образом, если с одной стороны кончики по габаритам готового изделия, то на другой стороне кончики укажут размеры модели.
Если не учитывать этап приготовления шликера, то работы по заливке начинаются с разработки эскиза. С помощью модели будет конструироваться гипсовая оправка, состоящая, как правило, из двух частей.
Необходимо предусмотреть наличие литника, то есть, отверстия, через которое заливается шликер. Литник должен быть выполнен таким образом, чтобы жидкая глина полностью заполнила оправку.
После этого можно приступать к изготовлению модели. Если планируется заливать симметричные формы, то модель вытачивается из дерева на токарном станке. Применяются также такие материалы, как гипс, пластилин, силикон и даже керамика.
Имея в наличии готовую модель, несложно сделать разборную форму. Помимо литника на ней должны быть замки, чтобы части надежно удерживали шликер до наступления соответствующего этапа.
Если модель делают из того материала, которому керамист отдаст предпочтение, то саму оправку нужно изготовить строго из гипса, так как он впитает влагу из суспензии.
Забегая вперед, заметим, что замки позволят разобрать форму и извлечь отливку, подготовив оправку к очередному процессу. Только после того, как оправка будет полностью готова, можно приступать к подготовке шликерной массы.
Что же касается самого процесса, то он состоит из последовательных этапов. Шликерное литье бывает двух видов: наливное и сливное. Выбрав наливной способ, можно получить однородные керамические изделия, форма который будет точно такой же, как и форма модели.
Сливной способ применяется для изготовления тонкостенных полых керамических изделий. После того, как шликер отдаст часть влаги гипсу, его остатки сливаются, а на стенках формы образуется черепок из плотной глины.
- Сначала производится заливка готовой шликерной массы в форму через литник. На данном этапе от керамиста требуется выполнение определенных манипуляций, касающихся правильного формирования глинистой массы. Шликер заливается в хорошо просушенную гипсовую форму. Заметить впитывание влаги можно сразу, так как уровень шликера в форме начнет уменьшаться. Этот процесс керамисты называют насасыванием черепка.
- Лишнюю массу нужно удалить, пока черепок не затвердел. Для удаления глины используют любые подручные инструменты (нож, мастихин, стеки). Если выбран сливной тип литья, то сливается лишний шликер.
- Сметанообразная субстанция постепенно уплотняется, глина оседает. В процессе усадки стенки черепка отстают от гипсовой формы. Но даже если этого не произошло, то разобрать форму не составит труда, если она сделана разборной.
- Сначала снимается одна половинка формы. Отделять гипс от глины следует очень аккуратно, так как черепок обладает пластичностью и может деформироваться. Такую осторожность придется проявлять до тех пор, пока керамика не будет обожжена. Многоразовые формы готовы к следующей заливке, однако их предварительно нужно хорошо просушить.
- Какова бы ни была по качеству форма, идеального черепка сразу после заливки получить не удастся. На его поверхности останутся швы, вмятины, углубления. Швы срезаются ножом, углубления наполняются жидкой глиной и заглаживаются губкой. Прочие дефекты устраняются при помощи наждачной бумаги. После этого обработанное изделие сушится при комнатной температуре. На сушку может уйти до 6 дней, в зависимости от толщины стенок изделия.
- На заключительном этапе черепку придается прочность и влагостойкость. Данные свойства глина приобретает после обжига. Обжиг шликерного литья производится в муфельной печи, температура обжига составляет 900 градусов. Просушенный черепок помещают в печь, а затем медленно повышают температуру до максимального значения. В таком режиме керамику выдерживают около 4 часов, после чего печь вместе с содержимым начинает постепенно остывать. В работе с муфельной печью необходимо проявлять осторожность и не превышать положенной скорости роста или падения температуры. В противном случае может произойти разрушение не только черепка, но и самого муфеля.
Какие потребуются материалы?
Основным материалом является шликер. Его консистенция может быть различной, в зависимости от поставленной задачи. Если суспензию потрогать рукой, то она должна казаться маслянистой.
Наполнители и добавки способны менять те или иные свойства шликера, поэтому называются модификаторами.
К ним относятся:
- Глина другого сорта;
- Шамот;
- Песок;
- Стеклобой;
- Красители;
- Электролиты.
Форму для литья можно назвать оборудованием, причем важнейшим. Качество полученной отливки напрямую зависит от продуманности устройства формы, литника, замков, а также от качества изготовления.
Как было уже сказано, применимы только гипсовые формы. Они состоят из двух частей, соединяющихся друг с другом и закрепляющихся при помощи специальных выступов и впадин – замков.
Для художественного литья можно использовать формы разового применения. Их нет смысла усложнять, поэтому керамисты скрепляют половинки обычными резинками. Несмотря на то, что использованную форму можно высушить и применить повторно, она имеет ограниченный ресурс.
Если партия изделий отличается своей многочисленностью, то по модели изготавливают сразу несколько одинаковых форм.
В качестве материала для формы допустимо применять только скульптурный гипс высокого качества. В сухом состоянии он мелкий и легкий, не содержит комков и сторонних примесей. Гипс низкого качества начинает крошиться после нескольких отливок, в то время как качественный материал способен выдержать десятки циклов.
Отслужившие формы не выбрасывают. Их раскалывают на части, измельчают молотком, а затем добавляют в гипс для новых оправок, но не более, чем десятую долю от массы чистого материала.
Как решить возможные проблемы?
При шликерном литье практически на каждом этапе керамиста подстерегают более или менее серьезные проблемы. Их легче предотвратить, нежели решать.
Тем не менее, большинство проблем не имеет необратимого характера.
- Если мастер ведет литье методом слива, то сливается жидкая фракция. Но со временем глина быстро оседает, поэтому в оставшемся шликере образуется осадок, который не сольется. Это приведет к тому, что стенки сосуда будут утолщены за счет осадка. Когда нужно получить именно тонкостенное изделие важно, чтобы шликер не загустел. Перед сливом его следует перемешать, взбалтывая и потряхивая форму.
- При проектировании керамисты часто допускают ошибку, рассчитывая пропускную способность литника. Его нельзя делать чересчур большим, так как будет нанесен ущерб форме заготовки. Но и слишком малый литник может забиться глинистыми массами. В любом случае перед сливом необходимо убедиться в том, что литник свободен. Если в нем присутствует загустевший шликер, то его убирают шпателем или тонкой спицей. Некоторые мастера в отверстие литника вставляют трубочку, чтобы прочищать его, не нанося вред отливке. В таком случае форму следует перевернуть и сильно подуть в трубочку. Форма устанавливается на пластиковую подставку трубочкой вниз. Подобные манипуляции характерны для тел сложной формы.
- Если форму не перевернуть после слива, то остатки шликера начнут стекать по стенкам, образуя неравномерные утолщения. Изменение толщины стенок не только портит эстетичный вид изделия. На стенках возникает разное напряжение при обжиге, а это чревато появлением трещин. Таким образом, не полностью слитый шликер способен испортить заготовку.
Применение шликерного литья
Шликерное литье не является редкостью и встречается как в художественных промыслах, так и в промышленности. Если первая область применения нам достаточно знакома, то о второй мы порой просто не задумываемся.
Между тем, санитарная керамика, отделочные плитки, печные изразцы и прочие строительные элементы выполнены по технологии шликерного литья.
В промышленности шликер применяется для изготовления высоковольтных изоляторов. Фарфоровые изоляторы обладают высокими диэлектрическими качествами при своей относительно небольшой стоимости.
К тому же, керамика устойчива к перепаду температур и отличается долговечностью.
Лишь высокая хрупкость не позволила шликерной керамике сохранить лидерство на рынке изоляторов и стала причиной ее вытеснения более практичными современными изделиями из пластика.