Как заклеить трещину в пластмассе: выбор лучшего клея и полезные советы
Пластик, в отличие от дерева или бумаги, не получится склеить составом «Дракон» или ПВА. Проблема в том, что полимеры почти не имеют пор, из-за чего добиться адгезии сложно. Поэтому для склейки пластмассы разработаны собственные марки клеев, о которых и пойдет речь в этой статье.
Как подобрать клей для пластика
Итак, чем склеить пластик? Для пластмассы придумано несколько категорий клеев.
По марке состава
Нельзя склеивать разные виды пластиков одним клеем – высокого сцепления добиться не получится.
Подбирать нужно по марке, которая часто указывается аббревиатурой:
- РЕТЕ – полиэтилен;
- PVC – поливинилхлорид;
- РР – полипропилен;
- PS – полистирол.
Виды клеящих составов
Современный рынок строительных смесей предлагает большое разнообразие клеевых продуктов для пластика.
Растворители
Производятся на основе ацетона, дихлорэтана или дихлорметана. Лучше всего подходят для пористой пластмассы, вроде вспененного ПВХ для моделирования, но справятся и с акрилом, полиуретаном и полиэтиленом.
Попадая на пластик, начинают активно его растворять, слегка расплавляя верхний слой.
После испарения шов затвердевает без пор, поэтому склейка получается надежной. Работать с ними нужно аккуратно, так как дихлорэтан токсичен.
Реакционные
Такие смеси называются так потому, что вступают реакцию либо с пластиком, либо с отвердителем.
Распространены дешевые однокомпонентные клеи, такие как «505».
При контакте с пластиком начинается быстрозатухающая реакция, поэтому уже через 2 минуты клей превращается в сплошной камень. Шов получается твердым, но хрупким.
Данный состав подходит для склеивания любых изделий, на которых не оказывается нагрузка, например, пластиковые статуэтки.
Для работы с водопроводными трубами категорически не подходят.
Встречаются также двухкомпонентные клеящие смеси, состоящие из основы и отвердителя.
При смешивании начинается полимеризация. Производятся на основе полиэфирной и эпоксидной смолы.
Термоклеи
Это любые силиконовые составы, для работы с которыми нужен термопистолет.
Удобны для точечного нанесения или временной фиксации. В качестве клея используется силиконовый полимер.
По сути, это универсальный клей, который подходит и для дерева, и для пластика.
К сожалению, качество склейки весьма посредственное. Основные характеристики термоклея таковы:
- силикон не твердый, из-за чего соединение будет немного «плыть»;
- состав малотекучий, поэтому адгезия поверхностная.
Качество шва также нельзя назвать высоким – он не сможет выдержать даже нагрузку в 10 кг. Более того, найти хорошие силиконовые стрежни в продаже крайне сложно.
К тому же для работы обязательно понадобится электричество. Зато есть возможность окрасить силикон и прижать ему желаемый оттенок. Таким образом можно сделать незаметную склейку. Он также поможет, если вы не знаете, как заделать трещину в пластике.
Контактные
Контактные подходят для склейки почти всех сортов пластмассы, и нашли особенную популярность в рукоделии.
Эти составы работают так же, как и любые другие: склеиваемые поверхности смазываются и соприкасаются. Они, как правило, не предполагают высокой нагрузки, зато создают малозаметное соединение.
Самые известные представители – «Момент Пластик» и БФ.
Стоят они недорого, практически универсальны, но опасны для здоровья. Кроме едкого запаха, могут вызвать отравление или ожог слизистых.
- работайте только в хорошо проветриваемом помещении;
- перед склейкой обязательно проведите подготовку поверхности – она затирается наждачкой и обезжиривается;
- перед тем как клеить пластик, стоит нанести немного клея на скрытую часть – некоторые составы растворяют пластмассу.
Подбор по составу и нагрузке
Клеи бывают трех видов:
- Однокомпонентые. Хорошо держат нагрузку на изгиб. Подойдут, чтобы склеить пластиковый стул или линейку. К ним относится цианокрилатовый и полимерный клеи.
- Двухкомпонентные. Полиэфирные и эпоксидные смолы. Лучше прочих держат нагрузку на сжатие и удар. Оба состава универсальны, и подходят для склеивания разнородных сортов пластика.
- Жидкие. В основе содержат растворитель, из-за чего склейка получается почти без швов. Хорошо держат и на сжатие, и на изгиб.
Чтобы склеить пластик намертво в домашних условиях, не берите специальные клеи вроде ультрафиолетового или термического.
Создать необходимые условия для полимеризации вам не удастся.
Инструкция по склеиванию
Чем клеить полистирол
Полистирол и акрил лучше клеить на стружку этих же пластиков, смешанных с дихлорэтаном.
Полученный шов отлично держит нагрузку. Но при этом следует учесть, что дихлорэтан токсичный и работать с ним дома не рекомендуется.
Поэтому пластик не всегда удается склеить. Лучше использовать готовые фабричные составы.
- Körapur 666. Универсальный клей для склейки древесины, стекловолокна, стали, алюминия и пластиков. Хорошо склеивает полистироловые детали между собой или с другими материалами.
- Акрид FS22. Двухкомпонентный клей на основе метакрилата, образующий жесткий шов. Как и предыдущий состав, «Акрид» – универсальное средство.
В отдельных случаях, например, в авиамоделировании, полистирол допускается склеивать ацетоном. Он растворяет кромку, создавая плотный шов. А поскольку ацетон не токсичный, он больше подходит для работы дома.
Клей для пластиков ПВХ
ПВХ используется повсеместно: это трубы, окна, мебель и даже одежда. Поэтому и видов клеев разработано много.
Quilosa SINTEX H44. Хорош для сваривания твердого поливинилхлорида. Работает так же, как и дихлорэтан – расплавляет пластик.
Обычно используется для оконных профилей, труб горячего и холодного водоснабжения, канализации, линолеума и другого ПВХ. Не подходит для пластикового кожзама.
Cosmofen Plus. Густой клей, который подходит не только для склейки ПВХ окон, но и заделки трещин и отверстий.
Часто используется как герметик для заделки щелей между подоконником и рамой. Шов герметичный, не пропускает воду и воздух.
Bailey L-6023. Трубный клей, предназначенный для ПВХ и АВС.
Подходит для ремонта водопровода, пищевой тары и мебели. Соединение выдерживает давление до 2,5 бар.
POLIGRIP M 328. Однокомпонентный клей для восстановления лодок, тканей, матрасов и бассейнов.
Легко склеивает дыры в ткани даже без латки.
Для склеивания ABS-пластика
Лучший клей для АБС-пластика – цианоакрилат, вроде «Секунды», «Момента» или «505». Он также хорошо склеивается любыми реакционными марками.
CUDO. Цианоакрилатный клей по типу «Секунда». Схватывается быстро, образуя твердый шов. Обладает очень резким запахом, что необходимо учитывать при покупке.
Griffon В25. Необходим для сварки труб из АБС. Растворяет пластик, создавая прочный, термостойкий стык. Состав нетоксичный, но может вызывать головокружение, кашель и раздражение глаз.
SikaFast®-555 L05. Двухкомпонентный универсальный клей для гибких соединений. Популярен в автомобильной промышленности.
Очень эластичный, поэтому часто используется для латки автомобильных салонов.
Перед тем как приступить к работе шов желательно армировать стеклотканью, поскольку он получается достаточно хрупким. Усиление заполнителями, вроде соды, не дадут желаемого эффекта!.
Клей для полиуретана
Полиуретан – материал эластичный, из-за чего жесткие швы в работе с ним недопустимы. Некоторые клеи делают его хрупким, особенно если в составе есть растворитель.
- проще всего склеивать пластик полиуретановыми клеями – из-за схожего состава стык получится прочным;
- Для склейки мебельного молдинга подойдет AkFix – он продается в столярных магазинах, так как используется для дерева;
- лепнину или статуи хорошо восстанавливается монтажной пеной.
Чем склеить полиэтилен, силикон, полипропилен
Главное сходство полиэтилена, силикона и полипропилена – очень плохая адгезия. Даже краска на них практически не держится, из-за этого выбор клея сильно ограничивается.
Это связано с инертностью – они не реагируют с составом, поэтому контакт получается слабым.
Поэтому вопрос, чем намертво склеить пластмассу этих сортов в домашних условиях, до сих пор открыт. Универсального решения нет, но можно попробовать следующие составы.
TYTAN CLASSIC FIX. Эластичный, водостойкий клей, который условно подходит для РЕТЕ и РР пластиков. Нагрузка на шов оказываться не будет.
Körapren 88. Подходит для полиэтилена класса CSPE. В том числе используется для восстановления пластиковых скатертей.
Temonten. Своеобразный «скотч», оставляющий на поверхности липкую пленку. Шов средней прочности, но для лодок или палаток вполне годится. Стоит обратить внимание, что «Темонтен» набирает прочность постепенно, поэтому соединение нужно оставить на сутки.
АА 303. Единственный состав, хорошо склеивающий полиэтилен. Способен выдерживать большую нагрузку на излом и изгиб.
Permabond 2050. Цианакрилатный клей для эластичных соединений. Качество шва среднее, зато универсальный для всех 3 пластиков.
В отдельных случаях подойдут любые реакционные универсальные клеи, но прочность шва непредсказуема.
Как склеить надежно?
Вопрос о том, чем заклеить пластик, все еще не решен. Любые методы, кроме термической или химической сварки, не дают монолитного соединения. На этот случай подойдет армирование – усиление стыка. Способов справиться с задачей несколько.
- Дополнительное сшивание пластика. Два куска можно сшить раскаленной проволокой. Это упрочнит стык, особенно если планируется ремонтировать пластмассовую мебель. Способ кустарный и заметно портит вид, поэтому используется редко.
- Проклейка армирующей сетки. Проклейка стыка снижает подвижность шва, что улучшает сцепление и не портит вид. Подойдет строительная серпянка, металлическая сетка и стекловолокно.
- Горячий степлер. Применяется при ремонте салона автомобиля. Горячий степлер раскаляет скобы, которые затем и скрепляют металл. Поможет заклеить трещину в бардачке или на торпеде. Покупать его нет необходимости, тем более он дорогой. Можно раскалить скобы от канцелярского степлера и впаять в стык.
Есть безотказный метод, как склеить пластмассу намертво в домашних условиях и без армирования. Можно затереть пластик наждачкой и обезжирить спиртом или бензином. Это улучшит адгезию на 20-30%.
Чем склеить пластмассу с другими материалами
Склеить пластик намертво с другим материалом сложно, так как он не похож на металл или дерево. Универсальные составы редко дают нужный результат, но некоторые можно попробовать в деле.
Quilosa Fix Express Mounting. Подойдет для склейки полиуретана и АБС с деревом или стеклом.
Soudal Cyanofix 84 А. Просто хороший цианакрилатный клей для пластмассы, фарфора, бумаги, стекла и прочего. Не подходит для металлов, т.к. вызывает коррозию.
Эпоксидные смолы. Подходят для склеивания всех видов пластика. С этим заданием успешно справится даже самая обычная ЭД-20 с любым дешевым отвердителем. Разнородные трубы допускается склеивать «холодной сваркой». Она также сделана на эпоксидной основе, но адгезия у нее несколько слабее.
Эпоксидные смолы зачастую универсальны, а их высокая текучесть позволяет проникать в мельчайшие поры. Эти составы могут склеить пластик с деревом, металлом, керамикой и стеклом.
Ремонт пластика (возможные варианты)
Доброго Вам дня и с прошедшими праздниками!
Последние несколько лет наблюдал, изучал и применял различные варианты ремонта пластиковых изделий.
В около автомобильной тематике распространены такие работы как:
Ремонт бампера, ремонт фары, ремонт радиатора (крыла, молдинга и т.д), ремонт мотопластика, ремонт пластика снегохода и т.д.
Прежде чем начать ремонт изделия необходимо определить из какого материала (пластика) он изготовлен.
Как правило на деталях есть обозначения вида пластика (PP, PPE, PPH (+ другие варианты PP (Полипропилена)), ABS), но встречаются детали и без обозначений, тут уже определять придется опытным путем. Так как данный пост все же о ремонте а не о том как определить вид пластика продолжим.
1-й метод: назову его "Дедовский это "пайка пластика паяльником и сеткой"
На мой взгляд основным и единственным его преимуществом является доступность.
Цена паяльника 100 руб + сетка.
Основной недостаток в том что материал меняет свои свойства (горит) и становиться хрупким.
Как показала практика однажды отремонтировав трещину или отверстие таким методом при последующем повреждении становиться восстановить очень проблематично или даже не реально.
Вывод: стоит применять в случае если других вариантов просто нет
2-й метод: В данный момент набирает популярность в автомобильном сегменте"сварка пластика"
Тут главное правило сваривать материал необходимо подобным, если предстоит ремонт PP пластика то и электроды (присадочный материал) должен быть аналогичного состава.
На данный момент освоена сварка таких пластиков как PP (и его модификации), ABS, Plexiglas (он же акрил, поликарбонат, полиметилметакрилат, оргстекло), Полиамид (PA он пластик в радиаторах). В общем варятся все известные пластики кроме стеклопластика (так как это композитный материал.
Присадочный материал он же электрод можно изготовить самостоятельно из ненужных запчастей, либо использовать специальный (как заявляет производитель с повышенной адгезией).
На семинаре одного из них мне удалось побывать
3-й метод: Склеивание пластика "с армирующим порошком".
Технология проста и токсична. Некоторые дельцы позиционируют ее компоненты как "НАНО-технологичные".
В основе ее лежит Цианакрилатный клей один из вариантов Cosmofen CA 12, аналогичные клеи есть и у 3M, Henkel и даже обычный "супер клей" имеет эту основу армирующим материалом выступает обычная чайная сода. Данный метод позволяет работать там где вариант сварки просто невозможен. Так же при данном методе ремонта можно склеить пластики разные по составу. Ремонтный шов крепкий и нагрузки на разрыв держит хорошо, но не стоит забывать что он не эластичный. Особое внимание требует уделить защите органов дыхания и зрения. Токсичен как во время склеивания так и во время обработки.
4-й метод: Склеивание пластика "Дихлорэтаном"
Дихлорэтан или дихлоэтановый клей, растворяет пластик до "жидкого" состояния. Благодаря своим свойствам позволяет быстро и максимально эстетично склеить однородные составы. Главное не дать обрабатываемым поверхностям потерять форму. Применим только с теми материалами которые растворяет (тестировали на PP и Плексиглас).
5-й метод: Ремонтные составы "3M"
Существуют и специальные составы (в формате жидкого пластика) от компании 3M. Но в данном формате не буду их рассматривать так как в живую не тестировал, а в виду высокой стоимости применение не вижу целесообразным на данном этапе
Какие бы технологии Вы не применяли главное помнить, что если сломалась деталь изготовленная в условиях завода (производства), то ремонтная деталь крепче не станет, схожие удары судьбы держать будет но большего ожидать не стоит!
С надеждой на обратную связь от людей применяющих технологии по ремонту пластика!
Треснул пластик? Рассказываем, как починить
Пластик – один из самых распространенных материалов, что окружают человека сегодня. Многие предметы интерьера, детали бытовых приборов и производственных машин, домашняя утварь, игрушки и многое другое созданы на его основе. Несмотря на относительную прочность, изделия из этого сырья часто получают повреждения. Но удобную полочку или любимую машинку необязательно выбрасывать после неудачного падения. Можно просто заклеить трещину в пластмассе и продолжить пользоваться привычными вещами.Чтобы убрать трещину на пластике, есть 2 простых метода: склеивание и спаивание. Оба способа доступны для домашнего мастера. Они не требуют много времени, усилий, больших материальных затрат.
Склеивание
В связи с доступностью и распространенностью соединительных смесей этот способ ремонтировать пластик – самый популярный. Он помогает сохранить эстетику, делая скрепленное место менее заметным. Если вид не особо важен, то заклеить дырку в пластмассе можно, просто соединив разошедшиеся края, предварительно смазав их соединительным раствором.
В тех случаях, когда внешний вид имеет значение, можно заделать трещину в пластмассе путем наложения заплатки. Для этого кусочек плотной ткани или специальной стеклоткани необходимо предварительно пропитать эпоксидным клеем и дать просохнуть в течение суток. Подготовленную заплатку еще раз хорошо обработать скрепляющим составом и зафиксировать на повреждении с внутренней стороны изделия. Так можно склеить трещину в пластмассе бытовой техники или предметах декора без потери вида.
В случае такой обработки важно знать вид пластика, который предстоит склеивать. Ведь скрепляющие составы многочисленны, они по-разному взаимодействуют с тем или иным материалом. Чтобы качественно заклеить пластиковую бутылку, полку, шестеренку, бочку, понадобятся различные соединяющие смеси. Как правило, на упаковке клея можно найти перечень основ, с которыми он эффективно работает.
Соединяющие средства подразделяются на 3 группы, которые отличаются способом применения:
- Жидкие – самые распространенные основы для домашнего использования. Их наносят на разошедшиеся края, которые затем прижимают и фиксируют на время, указанное в инструкции. Ярким представителем группы является ПВА.
- Контактные – двухэтапные надежные клеи. Сначала наносят тонкий слой средства, который размягчает пластик, а спустя несколько минут стороны прижимают. Таким образом, материал соединяется в одно целое. К этому разряду относятся БФ-2, Момент для пластика.
- Реакционные – однокомпонентные и двухкомпонентные смеси, которые обеспечивают быстрое и очень прочное склеивание. Хорошо подходят для материалов с повышенной жесткостью. Так действует клей Секунда.
Пайка
Этот способ менее эстетичен, но он обеспечивает большую герметичность, чем клейка. Если необходимо заделать трещину в пластмассовом ведре, такой вариант ремонта будет самым разумным. Ведь для ведра не важна красота, оно должно быть целым и надежным.
Запаять трещину в пластике несложно. Для этого потребуется источник огня (например свечка или горелка) и ненужный кусочек пластмассы (старая зубная щетка, гребешок, часть игрушки и т. д.). Далее:
- Отобранный для починки предмет расплавить.
- Получившейся жидкой массой быстро залить повреждение, немного разровнять.
- Дать остыть.
Такой ремонт трещин в пластике полностью возвращает домашней утвари функциональность, но портит ее облик.
Оба способа хорошо работают и имеют свои преимущества. Поэтому заклеить пластмассовый тазик специальным средством или запаять его старой щеткой – дело вкуса и наличия ресурсов.
Подготовка и результат
Чтобы заклеить пластмассу намертво в домашних условиях, нужно не только правильно подобрать соединительные вещества. Важно хорошо подготовить разошедшиеся края.
- Выберите подходящее скрепляющее средство.
- Тщательно очистите края повреждения. Чтобы хорошо отремонтировать треснувший пластик, хорошенько промойте, высушите, обезжирьте трещину.
- Чистые края соедините с помощью клея или другого пластика.
- Обязательно дайте настояться изделию. Так заполненные пустоты приобретут стабильность, что позволит избавиться от трещин на пластмассе на длительный период. Преждевременная нагрузка на исправленный шов может привести к новой, более сложной поломке.
Если треснул пластик, починить его можно практически всегда. Не стоит расстраиваться. Немного времени, стараний и смекалки смогут вернуть целостность пострадавшим элементам. Ремонт пластмассовых изделий своими руками – это не только экономично. Еще это творческий интересный процесс.
Ремонт скола на пластике
Ни когда не пользуйтесь автомобильной шпатлёвкой.
Это мастера на СТО думают, что на авто шпаклёвка и краска работают в очень жёстких условиях. На самом то деле перепады температур, песок из под колёс и прочие автомобильные жутики — это фигня, по сравнению с лодкой, которая несколько месяцев на воде. Автомобильная полиэфирная шпаклёвка — эта точно "мастдай" — на лодке ей не место, разьве что внутри, в каюте.
#27 Niven
- Из: Москва
- Судно: Sloop 45
- Название: Lisse
Домино, если ты абсолютно не в теме, то зачем тебе писать на форуме? Читай, пока своего опыта не набрался.
"Холодная сварка" — это такой маркетинговый неологизм, для впаривания простого товара по цене в N раз более высокой. На самом деле — это шпаклёвка на основе эпоксидной смолы, правда хорошей смолы (электротехнической, термостойкой) и с очень быстрым отвердителем. Использовать её в ремонте катеров и яхт можно и пофигу какой там корпус — эпоксидный или полиэфирный. Правила работы ровно те-же, что при работе с любой другой эпоксидной шпаклёвкой.
Плюс "холодной сварки" — скорость полимеризации, минус — грязно-серый цвет, который нужно чем-то закрывать — краской, например. В остальном — обыкновенная эпоксидная шпаклёвка.
Разного рода сколы — дело житейское. Каждую весну добрый хозяин лодки этих сколов столько ремонтирует. Метода ремонта зависит от глубины скола и от внешнего покрытия лодки (крашенная или нет).
Вот скажем катер в начале темы. Судя по фото, большинство сколов там просто царапины, которые требуют скорее косметического ремонта (за исключением того, что на днище). Если ещё есть заводской ремкомплект с гелькоатом, то им и нужно воспользоваться, чтобы не подбирать цвет. Сложность в том, что катер не крашеный, цвет определяет тонкий слой топкоата, а в итоге поверхность должна получиться зеркальной и не отличающейся по цвету от заводской. Замазать — час работы, а вот полировать потом будет посложнее, чем замазывать и времени потребует изрядно.
Скол на днище — этот, зараза, глубокий и в очень нагруженном месте. Тут косметикой не обойтись — нужно лечить по всем правилам. А правила они простые:
1. Тщательно подготовить поверхность — высушить, убрать острые края (сделать плавным переход от скола к живой поверхности), зашкурить грубой шкуркой, обезжирить ацетоном.
2. Скол очень глубокий, более миллиметра — если такой толщины слой шпаклёвки наложить, то она быстро растрескается, просто от перепада температур, не говоря уже о том, что на срезе транца катера нагрузки будь здоров! Поэтому черновой слой нужно класть из эпоксидки с рубленным стекловолокном — волокна не дадут растрескиваться и обеспечат прочность. Потом тщательно зашкурить этот "черновик". В итоге должна получиться шершавая поверхность, без единой "глянцевой" точечки и она должна быть ниже основной поверхности на 0,1-0,2 мм, не более!
3. Таким образом получаем не серьёзный скол, а простую царапину, которую маскируем как описано выше и полируем, полируем, полируем.
PS А ваще, катера такой стоимости сами владельцы крайне редко ремонтируют — им проще заплатить тем, кто это хорошо умеет делать. Благо в Нске нет дефицита с "золотыми руками".
#28 Vladimir(UD)
Кэптен оф ве лонг свимминг.
- Из: Solomons Island
- Судно: плот, яхта, каяк
- Название: Все душевные
Скопировал этот пост в кондуит и с удовольствием цитирую его. Спасибо за ликбез.
У меня образовалось несколько царапин на корпусе, потому в поиске решений в этом разделе. Царапины неглубокие, поврежден только верхний слой краски и немного грунтовка.
Ремкомплект гелькоата здесь, как я понимаю, не подойдет т.к. поверх гелькоата на моей лодке нанесен слой эпоксидной грунтовки и потом белая краска.
Как я понял:
шкурим,
обезжириваем,
наносим грунт, сушим,
красим, сушим
полируем?
Еще пара вопросов:
1. Чем полировать? Насадками на дрель или специальной шлиф-полировальной машиной? Я пару раз видел это делали болгаркой с большим мягким мохнатым диском. Можно ли так? Болгарка у меня в очереди на покупку — вещь на лодке нужная.
2. От верфи есть несколько закатаных банок. Не знаю как грунтовка, но краска в одной из этих банок быть должна точно. Если нет — запрошу верфь, они сообщат артикул краски и производителя. В общем, родную краску найдем. Как с ней обращаться? В смысле какой растворитель лучше использовать? Что-то специальное от производителя или что-то универсальное типа уайт-спирита?
Ваша лодка делалась из эпоксидки, у нее нет гелькоута, как такового.
У вас есть стеклоткань, грунтовка, краска.
Надеюсь, у вас стеклоткань в царапинах не задета? Посмотрите в них, есть ли лохмотья ткани, проглядывает ли явная тканная основа.
Если нет, то как бы я поступал.
Замешал бы эпоксидку с каким-нибудь поверхностным легким наполнителем
http://www.westsyste. election-chart/
Вышпаклевал, вручную, без инструментов отшкурил бы, начиная грубой шкуркой, кончая шкурением на воде полировочной шкуркой.
Потом бы подкрасил.
Ваша краска двухкомпонентная (так же как и смола, основа и отвердитель), в цвет будет трудно попасть, надо будет все делать аккуратно.