Как отремонтировать машину по осаго
Перейти к содержимому

Как отремонтировать машину по осаго

  • автор:

Ответят без износа: как получить за ремонт по ОСАГО больше

Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».

Если страховщик отказал в ремонте

Финомбудсмен начал учитывать позицию Верховного суда при рассмотрении обращений автомобилистов, которым по каким-то причинам страховая компания отказала в ремонте машины по ОСАГО или самовольно заменила ремонт на денежную выплату.

Теперь, если окажется, что страховщики поступили так без законных оснований и водитель починит свою машину новыми запчастями, есть шанс получить их полную стоимость без учета износа через суд. Такой вариант развития событий стал возможен после вступления в силу определении Верховного суда. В нем высший судебный орган при рассмотрении жалобы автомобилиста пришел к выводу, что направление на ремонт страховой компанией выдано не было, поэтому обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего не исполнена.

В связи этим одна из страховых компаний, по мнению Верховного суда, обязана была возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).

Новый подход

Опрошенные «Известиями» юристы назвали такое решение крайне важным для отрасли и посоветовали подождать, когда появятся примеры новой практики.

ремонт

И теперь, как сообщили «Известиям» в пресс-службе финомбудсмена, новые подходы при рассмотрении таких дел уже начали применять. Там уточнили, что при наличии правовых оснований финансовые уполномоченные действительно принимают соответствующие решения — взыскивают со страховых компаний стоимость запчастей без учета износа.

«Вопрос возможности изменения практики рассмотрения споров финансовым уполномоченным в связи с принятием определения Верховным судом был рассмотрен методологическим комитетом в апреле текущего года и подходы, принятые им, применяются с 26 апреля 2021 года», — рассказали в пресс-службе финансового уполномоченного.

Там также добавили, что отдельной статистики по вынесенным решениям о взыскании страхового возмещения по договорам ОСАГО в денежной форме без учета износа не ведется.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные,в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются б\у запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Страховщики требуют доказать реальные убытки

В ПАО СК «Росгосстрах» (РГС) в свою очередь отметили, что в практике финомбудсмена, действительно есть случаи, когда со страховщиков, неправомерно заменивших ремонт на выплату по ОСАГО, взыскивают стоимость запчастей без учета износа.

«На данный момент количество принятых решений по данной категории дел составляет не более 30, — сообщили «Известиям» в пресс-службе РГС. Там подчеркнули, что практика принятия подобных решений нуждается в усовершенствовании.

«В том числе по причине того, что финансовому уполномоченному в первую очередь необходимо руководствоваться фактом несения потерпевшим фактических расходов на ремонт транспортного средства», — сообщили в РГС.

В пресс-службе «Росгосстраха» завили, что не могут согласиться с данными решениями финансового уполномоченного.

«В своем определении Верховный суд указал на необходимость учета фактических убытков потерпевшим, тогда как финансовый уполномоченный данный факт игнорирует. Таким образом, Верховный суд пришел к выводу о праве требовать выплату страхового возмещения без учета износа на основании ст. 393 ГК РФ, так как потерпевший произвел ремонт самостоятельно, то есть понес реальные убытки», — сообщили в РГС.

осаго

Там добавили, что, кроме того, еще в п. 5 постановления пленума Верховного суда от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

«Таким образом, Верховный суд четко установил, что разница между стоимостью восстановительного ремонта без учета износа и стоимостью восстановительного ремонта с учетом износа может быть расценена как убытки, которые были только реально понесены потерпевшим, — объяснили свою позицию в РГС. — В большинстве заявленных финансовому уполномоченному обращений отсутствуют как доказательства несения убытков потерпевшим, так и доказательства виновных действий страховщика, из-за которых не был проведен восстановительный ремонт. При этом финансовый уполномоченный продолжает ссылаться на положения ст. 393 ГК РФ без предоставленных доказательств, подтверждающих наличие у потребителя убытков, а также обосновывающих с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства страховщиком и названными убытками».

По мнению РГС, финансовый уполномоченный должен учитывать такие обстоятельства, как волеизъявление самого потерпевшего на получение страховой выплаты в денежной форме, предусмотренные федеральным законодательством основания для замены формы выплаты с натуральной на денежную и проведенную страховщиком выплату в течение предусмотренного федеральным законом срока, противодействия потребителя натуральной форме возмещения.

страхование

Данные обстоятельства, уверены в РГС, не должны позволять финансовому уполномоченному принимать решение о выплате без учета износа.

В РГС заявили о необходимости выработать четкие и соответствующие действующему законодательству критерии применения обсуждаемой нормы с учетом вышесказанного. Без этих изменений страховщики будут оспаривать такие решения в судах.

«Подобные решения финансового уполномоченного по большей части обжалуются страховщиками. Определение ВС было принято по одному страховому делу, поэтому конкретизирует лишь обстоятельства этого дела. И было бы неправильно применять его ко всем другим спорам по аналогии», — подытожили в РГС.

«Эти иски еще не „шаблонизировались“»

Юрист в области страхования Илья Афанасьев рассказал, что, хотя заметных перемен после определения Верховного суда в отрасли не произошло, оно широко обсуждается в профессиональном сообществе. Эксперт уверен: нужно просто подождать, когда информация от Верховного суда распространится и дойдет до нижестоящих инстанций. И тогда новая практика, у которой «очень высокий потенциал», действительно заработает.

«Пока широкого распространения этого нововведения не произошло. Сейчас лето, летом аварии более жесткие, но их меньше, чем зимой. Поэтому судебная практика вряд ли заметно изменится в ближайшие месяцы. Страховщики оспаривают такие решения, даже когда им грозят гигантские неустойки. Но юристы очень рады, что такое изменение в целом произошло, — просто нужно подождать, когда оно войдет в шаблоны», — отметил юрист.

дтп

По оценке Афанасьева, сейчас для основной массы водителей такой повод для суда со страховщиков звучит очень сложно:

— Надо изложить суть событий, написать заявление или потратиться на юристов. Эти иски еще не «шаблонизировались». В судах будет первое время сложно доносить всю суть. Придется долго объяснять, рассказывать, проводить аналогии, ведь не все судьи знают об этом определении ВС. А еще нужно понимать, что судиться придется за эту разницу в цене между новыми и старыми деталями, а это примерно 30%, о которых говорят в РСА. Допустим, ремонт был на 200 тыс. рублей, а страховщики самовольно заплатили 140 тысяч. И захочет ли водитель судиться за 60 тыс. рублей? Другими словами, многое еще будет зависеть от общей суммы ущерба.

Верховный суд: направление на ремонт по ОСАГО страховая компания обязана согласовать с потребителем

Верховный суд России дал объяснение по поводу направления транспортного средства на ремонт. Такая процедура должна в обязательном порядке быть согласованной с потерпевшей в ДТП стороной. Если потерпевшего предложенные условия не устраивают, он имеет право получить возмещение ущерба в денежном выражении.

Ремонт транспортного средства

Ремонт автомобиля

Верховный суд, основываясь на положениях российского законодательства, определил, что при организации ремонта на станции ТО условия ремонта должны быть согласованы между всеми сторонами, в роли которых выступают страховая компания, пострадавший в аварии и ремонтники. Согласованными должны быть сроки ремонта, полная стоимость, а также размер доплаты, если таковая возможна. Об этом говорится в п. 17 ст. 12 Закона об ОСАГО.

В том случае если станция техобслуживания предлагает такие сроки выполнения ремонта, которые являются заведомо нереальными, либо предложены неподходящие условия, то ответственность несёт страховщик, в то время как потерпевший имеет право изменить способ возмещения причинённого вреда и получить денежные средства, а не осуществлять ремонт авто.

Ещё недавно частыми были ситуации, при которых после осуществления осмотра и дефектовки на станции ТО выдавалось направление на ремонт, которое не было согласовано с клиентом. После официального заявления Верховного суда количество данных случаев должно существенно сократиться.

Верховный суд России

Верховный суд

В соответствии с п. 13 ст. 12 Закона об ОСАГО если, после того как произведён осмотр повреждённого автомобиля, между страховщиком и потерпевшим возникли разногласия, касающиеся размера страхового возмещения, то страховая компания должна организовать независимую техническую экспертизу. Также страховщик обязан уведомить потерпевшего о проведении такой экспертизы и ознакомить с её результатами.

О том, что соглашение является достигнутым, свидетельствует полученное потерпевшим направление на ремонт.

В п. 15.2 и 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО указано, что в ходе проведения ремонта, требующего замены повреждённых деталей, не могут быть использованы комплектующие, которые были в употреблении либо оказались восстановленными. Другие варианты могут быть оговорены в соглашении между страховой компанией и потерпевшим.

Что касается срока проведения ремонта, он в соответствии с п. 6.1 Правил ОСАГО не должен составлять более 30 рабочих дней с того дня, как произошла передача транспортного средства на станцию ТО. В направлении на ремонт указывается срок, который также должен быть согласован с потерпевшим. В том случае если СТО не соблюдены сроки ремонта либо происходит нарушение других обязательств, ответственным за это является страховщик, который выдал направление на проведение ремонта.

Если станция техобслуживания не начала необходимые работы своевременно либо выполняет их слишком медленно и не успевает в обозначенные сроки, потерпевший имеет право осуществить изменение способа возмещения вреда, а также потребовать страховое возмещение. Соответствующая информация содержится в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 года № 58.

Некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО – что делать и куда обращаться

В случае дорожной аварии владельцу полиса «автогражданки» восстановят транспортное средство на станции техобслуживания, аккредитованной в страховой компании, или же компенсируют стоимость ремонтных работ в денежном эквиваленте. Правовые основания для выбора в пользу второго варианта предусмотрены в законе об ОСАГО (ст. 12, п. 16.1). СК выгоднее выплачивать клиенту деньги, а не восстанавливать машину за свой счет. Ситуация усугубляется тем, что не всегда возможно определить, хорошо ли выполнил работу сервисный центр. Случаи, когда на станции техобслуживания делают некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО, стали обыденностью. Какие пути решения проблемы существуют для клиента? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Что понимать под некачественным ремонтом

Несмотря на стремление страховых сэкономить на ремонтных работах, они обязаны соблюдать требования, изложенные в законе об ОСАГО. При их соблюдении риск некачественной замены агрегатов и узлов на машине сводится к нулю.

  • «иррегулярный» характер нанесения краски, которая легко отслаивается от обработанной поверхности;
  • несоответствие зазоров между деталями после и до аварии;
  • трещины, сколы, неровности и наличие неокрашенных компонентов на деталях, подлежащих восстановлению;
  • использование запасных частей, относящихся к категории «б/у»;
  • уменьшенную тягу, неспецифические звуки при включенном двигателе и прочие изъяны.

Если обнаружены недоработки

Вопрос о том, что делать при некачественном ремонте автомобиля по ОСАГО, не теряет актуальности не только для тех, кто только что получил права, но и для водителей со стажем. После окончания работ по восстановлению авто его собственник должен подписать акт приема-передачи. Но не спешите визировать документ, а убедитесь, что имеющиеся поломки были устранены. Если в результате личного осмотра были обнаружены какие-либо недостатки и недочеты, необходимо внести их в акт и поставить подпись. О наличии скрытых дефектов беспокоиться не стоит – гипотетически они будут выявлены при повторной (независимой) экспертизе.

Что делать, если автомеханики, по вашему мнению, сделали плохой ремонт по ОСАГО? Поскольку за качество проведенных работ отвечает страховая фирма, а не представитель СТО, необходимо направить контрагенту претензию об устранении недостатков. На следующем этапе он может назначить и провести повторный осмотр транспортного средства. Если СК отказывается делать осмотр и исправлять недочеты ремонта, то заинтересованное лицо вправе назначить независимую экспертизу. Получив заключение специалиста, необходимо вновь адресовать жалобу страховщику и приложить новые расчеты причиненного ущерба. В случае, если компания не отреагирует или ответит отказом, необходимо обращаться в надзорные инстанции, а затем в суд.

Если полис ОСАГО был оформлен у брокера или агента, претензии следует предъявлять к той фирме, интересы которой они представляют.

  • неполный ремонт:
  • использование запасных частей категории «б/у».

Подготовка претензии

Споры со страховыми компаниями зачастую носят длительный характер, поэтому подготовка к ним должна быть тщательной и основательной.

  • полис ОСАГО;
  • правоустанавливающие документы на машину (СТС/ПТС);
  • гражданский паспорт заявителя;
  • направление на осмотр транспортного средства;
  • заключение независимого эксперта (при проведении экспертизы);
  • акт приема-передачи авто (с перечнем недоработок).

Что дальше

Тактика дальнейших действий будет зависеть от позиции, которую выберет СК. Страховщик должен отреагировать на жалобу в десятидневный срок с момента ее регистрации.
Рассмотрев претензию, он назначает дату повторной экспертизы, которая проводится в присутствии владельца машины, представителя компании и механика СТО, который выполнял ремонт. После осмотра транспортного средства компания может взамен ремонта произвести собственнику авто денежную выплату или же не согласиться с его требованиями.

В ситуации, когда страховщик признает факт ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны станции техобслуживания, клиенту должна быть выплачена неустойка за некачественный ремонт по ОСАГО. По общему правилу, компания должна компенсировать 1% от суммы ремонта ежедневно начиная с момента регистрации претензии.

Если последовал отказ

Следующий этап защиты

Если надзорные инстанции не отреагировали на плохой ремонт по ОСАГО или ответили отказом, следует обращаться к финансовому уполномоченному, который проведёт досудебный разбор жалобы. Если решение финомбудсмена вас не устроит, то придётся идти в суд.

Если к моменту обращения в суд по каким-либо причинам не была проведена независимая экспертиза, ее необходимо инициировать. Заключение специалиста будет основным доказательством в государственной инстанции. Независимую экспертизу может назначить и суд.

В ситуации, когда вы впервые столкнулись с проблемой некачественного ремонта машины в рамках ОСАГО, рекомендуется воспользоваться квалифицированной помощью автоюриста.

Если страховая компания понимает, что имеет дело с дотошным и въедливым клиентом, то она может пойти на уступки и согласиться на повторный ремонт автомобиля. Страховые фирмы не хотят нести дополнительные расходы, связанные с проведением независимой экспертизы и компенсацией судебных издержек.

СТОА страховщика: что нужно знать автомобилистам

Весной 2017 года в России был принят закон о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой по ОСАГО — страховщикам разрешили направлять потерпевших в ДТП на ремонт автомобиля на станции технического обслуживания. Что они из себя представляют и как работают, рассказывает Mafin Media.

СТОАстанция технического обслуживания автомобилей. Согласно правилам, при наступлении страхового случая, после осмотра поврежденного авто и проведения независимой технической экспертизы, страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт на СТО, с которой у него подписан договор о сотрудничестве.

Как правило, страховая компания предоставляет потерпевшему список своих СТОА-партнеров. В зависимости от страховщика в этот перечень могут входить как официальные дилерские центры, так и автосервисы, специализирующиеся на ремонте машин разных брендов. Поскольку вся ответственность за качество ремонтных работ лежит на страховой компании, в ее интересах выбрать надежных и добросовестных партнеров по техническому обслуживанию.

! Страховая компания не вправе навязывать услуги конкретной СТОА. Право выбора автосервиса остается за потерпевшим, а страховщик обязан оплатить работу этой станции и стоимость запчастей.

В обязанности страховщика входит поддержание в актуальном виде информации о перечне СТО на своем официальном сайте. Там должны быть указаны адреса станций, марки и годы выпуска обслуживаемых авто.

Требования к СТО при восстановительном ремонте по ОСАГО

СТОА страховщика

Первое условие — доступность. Установлено, что максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТОА не может превышать 50 км. Исключением могут быть случаи, когда страховщик организовал или оплатил транспортировку поврежденного авто до места проведения ремонта и обратно.

Второе — срок проведения восстановительного ремонта. Он должен составить не более 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО.

Третье — сохранность гарантийных обязательств производителя транспортного средства. Это требование относится к автомобилям, с года выпуска которых прошло менее двух лет. Восстановительный ремонт таких транспортных средств должен осуществляться на СТО — официальных сервисных центрах данной марки авто.

Что делать, если СТОА из предложенного списка не подходит

Согласовать ремонт на СТО не из списка партнеров страховой, в соответствии с законодательством, невозможно. Однако при наступлении страхового случая потерпевшая сторона может рассчитывать на денежные выплаты по ОСАГО. В таком случае провести ремонт авто можно на любой СТО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *