Как изготовить бумагу в домашних условиях
Перейти к содержимому

Как изготовить бумагу в домашних условиях

  • автор:

Как я отливала бумагу из бумаги

В этой статье хочу рассказать, как я лихо провела первую половину минувшего августа, решив сделать бумагу ручной работы.

Возможно, вам пригодится этот материал, если вы захотите разнообразить свой досуг, завести новое хобби и создать своими руками красивую упаковку для подарка, открытку или свою собственную бумагу со своим собственным рисунком на ней. Это будет самый что ни на есть 100% хендмэйд!

Вообще, эта идея витала в воздухе еще с прошлого года, однако до её реализации мы с друзьями так и не добрались. Поэтому прошедшим летом я решила провернуть это в одиночку, взяла в зубы Ютуб — и вперёд!

Я посмотрела видео Машериши https://youtu.be/efRkXFHGdNI и видео Шмуда https://youtu.be/rn9UsSafWHI, но бумагу высушивала немного по-своему.
Здесь должна быть красивая фотка всех инструментов, но у меня её нет. Поэтому вот вам красивая фотка контейнера с сырьем!Здесь должна быть красивая фотка всех инструментов, но у меня её нет. Поэтому вот вам красивая фотка контейнера с сырьем!

Инструменты для работы

  1. Бумага, из которой вы будете делать пульпу, то есть сырье для отливки новой бумаги.

Подойдет офисная бумага небольшой плотности, в том числе бумага с распечатками (документы, накладные, курсовые, что угодно) или более плотная бумага для художественных работ.

  1. Блендер.

У меня Philips HR3571/90. Он довольно мощный, я брала его для смузи, но смузи в итоге не делаю. %) Думаю, что подойдет и более слабенький блендер. Ещё, опционально, пригодится погружной блендер, далее расскажу зачем.

  1. Рамки для отливки бумаги.

Для отливки одного листа нужно две рамки, которые складываются бутербродиком, плоской стороной друг к другу. Чтобы одновременно делать несколько листов, я купила в Икее и на Озоне четыре обычных сосновых фоторамки формата А4 и 6 рамок формата 8х13 и 10х15.
Рамки с Озона оказались более крепкими. Самые дешевые икеевские рамки из-за своей небольшой толщины начали колоться при натягивании на них сетки.

  1. Сетка, которую вы натянете на рамки, чтобы вылавливать пульпу.

Я купила обычную москитную сетку на Озоне, однако можно использовать и ткань. Правда до ткани я так и не добралась.

Строительный степлер, чтобы прикрепить сетку к рамкам. Ткань можно приклеивать на клей ПВА или Момент.

Таз, из которого вы будете вылавливать рамками пульпу. Таз должен быть чуть больше вашей самой большой рамочки. Я использую контейнеры Бытпласт разных размеров.

Гуашь. Если вы хотите отлить цветную бумагу, то в пульпу можно добавить цветную бумагу или подкрасить её гуашью (либо акварелью). У меня гуашь Talens, с очень яркими пигментами, но, полагаю, подойдет любая.

Утюг, чтобы сушить бумагу, если вы не хотите ждать, когда она высохнет сама (а обычно это занимает около суток).

Чистая ткань, на которую вы будете выкладывать рамку с пульпой и через которую вы будете проглаживать лист.

Чистая губка для мытья посуды, чтобы аккуратно сбивать подсушенную бумагу с сетки.

Бумажные полотенца, чтобы промакивать пульпу перед просушкой утюгом, а так же убирать воду и грязь.

Дуршлаг с тонкой металлической сеткой, чтобы сливать воду. Пульпу нельзя сливать в канализацию, она моментально забьет трубы!

Я надеюсь, по этому фото понятно, почему нельзя сливать пульпу в канализацию %)Я надеюсь, по этому фото понятно, почему нельзя сливать пульпу в канализацию %)

Начинаем отливать бумагу. Поехали!

  1. Для начала, как у Шмуда в видео, я решила, что мне нужно просверлить в рамках отверстия под шканты, чтобы скреплять рамки между собой.

Спойлер: не делайте так! Шканты размокают от воды и вы не можете отодрать верхнюю рамку от нижней. Чтобы вылавливать бумагу, вполне достаточно крепко держать обе рамки руками.

  1. Затем я натянула сетку на рамки. Обратите внимание, сетка натягивается на заднюю сторону рамки!

Как натягивать сетку:

  • Вырезаете из сетки кусок чуть больше, чем размер вашей рамки.
  • Кладёте рамку сверху, сетку загибаете на торцы.
  • Закрепляете по периметру строительным степлером.

Закреплять сетку нужно от середины к краям. Не начинайте с краев, потому что иначе сетка пойдет складками и будет плохо натянута.
Следите за натяжением, оно должно быть довольно сильным, иначе сетка при намокании будет сильно провисать и бумага будет мятая.

Я натягиваю сетку так же, как натягиваю холсты. Если сомневаетесь, схему натяжки вы можете посмотреть, например, вот тут:
https://www.youtube.com/watch?v=ADlH8D7Ft3o

На толстых рамках можно вбивать скобы в торец, на тонких икеевских рамочках лучше вбивать скобы в заднюю поверхность.
Рамки выглядят вот так, только шканты не нужныРамки выглядят вот так, только шканты не нужны

  1. Сетки готовы. Теперь на очереди пульпа.

Рвём на небольшие кусочки бумагу, кидаем в блендер, добавляем воду, перемалываем до однородного состояния. У вас должна получиться каша из бумаги.

Если бумага была с распечатками, то в пульпе будут маленькие черные точечки. Это нормально. Если хочется получить чистую белую бумагу, то сырье должно быть белым и чистым.
Видны ли вам маленькие черные точечки так, как они видны мне?Видны ли вам маленькие черные точечки так, как они видны мне?

Некоторые мастера замачивают пульпу в отбеливателе (например, в Белизне). Я попробовала и больше так делать не буду, т.к. пульпу после этого нужно промывать, а это довольно трудно делать в дуршлаге.
Блендер и пульпаБлендер и пульпа

  1. Выливаем пульпу в таз с водой. Воды должно быть достаточно для того, чтобы вы могли полностью погрузить в неё рамку, заведя её под углом в таз.

У меня большой контейнер Бытпласт. Кстати, на крышки от этих контейнеров я выкладываю рамки с пульпой. Их можно сложить штабелемУ меня большой контейнер Бытпласт. Кстати, на крышки от этих контейнеров я выкладываю рамки с пульпой. Их можно сложить штабелем

Если нужно, подкрашиваем пульпу гуашью, просто обмакивая кисть с краской в воду, пока вода не станет нужного оттенка. Воду взбалтываем до однородного состояния.

Берем рамку с сеткой, на неё сверху, тоже задней плоской частью, кладем пустую рамку, крепко соединяем между собой и аккуратно заводим в таз с пульпой под углом, а затем поднимаем вверх, тоже под небольшим углом.

К этому нужно приноровиться. Скорее всего первые несколько раз пульпа осядет на сетке неравномерно, со складками или просветами.

Обратите внимание: со временем сетка растягивается и её нужно менять. Одна рамка не будет служить вам бесконечно, увы.
На первом фото видно, как сырье лежит наплывами. Этот лист нужно переделывать. На втором фото сырье лежит ровнее. Есть небольшие складочки, но они разгладятся утюгом. Или нет…На первом фото видно, как сырье лежит наплывами. Этот лист нужно переделывать. На втором фото сырье лежит ровнее. Есть небольшие складочки, но они разгладятся утюгом. Или нет…

Тут вам поможет только практика.
Прааактика! (Да простит меня Сара, что я немного порезала её комикс %)Прааактика! (Да простит меня Сара, что я немного порезала её комикс %)

Перед каждым выловом воду нужно взбалтывать.

Итак, вы достали из воды сетку с пульпой. Это и есть ваша будущая бумага.

Так выглядит «бутербродик» из рамок с пульпой на сеткеТак выглядит «бутербродик» из рамок с пульпой на сетке

Снимаем верхнюю рамку и приступаем к просушке пульпы утюгом.
Вот такой получится аккуратный лист после того, как мы снимаем верхнюю рамкуВот такой получится аккуратный лист после того, как мы снимаем верхнюю рамку

Если вы не хотите связываться с утюгом, просто пропускайте всё, что я написала ниже, оставьте пульпу на сетке и через сутки у вас будет сухой и красивый лист без складок и с ровным краем.

Но вернёмся к утюгам.

Как сушить?

Я изобрела свой метод сушки, не такой как в вышеуказанных видео, и он кажется мне весьма удобным:

Верхнюю рамку снимаете, а рамку с сеткой кладете на стол пульпой вверх. Аккуратно накрываете её тканью.

Сушите утюгом, прикладывая утюг к ткани на некоторое время. Обязательно сушите периметр рамки! Иначе потом бумага будет плохо отставать и может порваться с краю.

На всех этапах будет много пара и громкое ПШШШ! Это нормально.

Предварительно можно просушить пульпу бумажными полотенцами через еще одну сетку, просто прикладывая их до полного намокания, а затем выбрасывая. Но расход полотенец большой, а толку не очень много, поэтому вскоре я прекратила так делать.

Затем переворачиваете рамку вместе с тканью лицом вниз, стараясь не допустить складок на ткани.

Сушите бумагу утюгом прямо с обратной стороны рамки, через сетку либо через еще один кусок ткани.

Не держите утюг долго на одном месте, так можно прожечь сетку! Даже через ткань!

  1. Снимаете ткань (если она была), поднимаете дальний от себя край рамки чуть-чуть вверх и губкой начинаете аккуратно похлопывать по сеточке изнутри для того, чтобы бумага начала от неё отходить.

Просушить бумагу нужно до того состояния, чтобы она довольно легко начала отходить от сетки и нигде не залипала.

Если бумага не отходит, значит нужно досушить либо изнутри, либо снаружи, особенно периметр по самой рамке!

Если все просушено правильно, бумага легко отстаёт и, когда верх листа отошёл от сетки, можно потянуть её руками, чтобы снять целиком.

После этого лист можно досушить утюгом как через ткань, так и просто проглаживая утюгом саму бумагу.

Если вы сушите утюгом непосредственно сам лист, следите за тем, чтобы подошва утюга была чистой.

Не держите утюг долго на одном месте, иначе можно оставить подпалины.

Проглаживаете утюгом вперед-назад, не гладьте влево-вправо, могут появиться складки и заломы. Не давите сильно на утюг.

Периметр листа лучше досушивать через ткань. Часто периметр остается более мокрым, чем середина листа, он может пристать к подошве утюга и лист порвётся.

Лично у меня на просушку одного листа уходит 15 минут.
Сначала сушим со стороны листа, потом с изнанки (первое фото), затем снимаем лист и сушим его через ткань (второе фото) или без ткани (последнее фото).Сначала сушим со стороны листа, потом с изнанки (первое фото), затем снимаем лист и сушим его через ткань (второе фото) или без ткани (последнее фото).

  1. Готово. Теперь у вас есть лист бумаги, отлитой вручную и.

Лист уберите на некоторое время под пресс, чтобы он стал ровным.

  1. Повторите столько раз, сколько вам нужно листов.

Я отлила около 40 листов и только 10 из них получились совсем без косяков.
Просто показываю красивое %)Просто показываю красивое %)

Несколько рандомных фактов:

На просушку одного листа прямо на рамке уходят сутки. Зато потом он отдирается с прекрасным шуршащим звуком!

Когда вы снимаете лист с рамки, небольшие кусочки пульпы остаются между сеткой и рамкой. Они могут попасть в воду и впоследствии испортить вам лист, особенно если вы перекрасили раствор с пульпой в другой цвет (например, из сиреневой сделали её фиолетовой). Чтобы этого не происходило, я опускаю в таз погружной блендер и заново измельчаю пульпу.

Чем больше вы отливаете листов, тем ниже становится концентрация пульпы в тазу. Поэтому, если в процессе отливки не добавлять в таз новое сырье, листы становятся всё тоньше и тоньше. Листочки маленького формата лучше отливать в маленьком тазике.

Чем выше плотность листов, которые пошли в сырье, тем выше плотность выходного листа. Чем сырья в тазу больше, тем равномернее толщина бумаги. Толщину можно увидеть на просвет.

Ну здесь сразу видно, какой лист комом, а какой нетНу здесь сразу видно, какой лист комом, а какой нет

  • В пульпу можно добавлять разные дополнительные материалы, например, блёстки, сосновые иголки или фольгу. В видео Машериши и Шмуда можно посмотреть какие еще бывают варианты.

Я не стала так сильно экспериментировать и просто добавила прямо в таз мелко нарезанные нитки для шитья. Получилось вполне неплохо.
НиточкиНиточки

  • Сухоцветы лучше не добавлять прямо в сырье, они окрашивают бумагу, оставляя некрасивые разводы. Лучше наклеить их после.

Но можно положить сверху красивую веточку!Но можно положить сверху красивую веточку!

И самый главный вопрос

А рисовать-то на этой бумаге как?

Если честно, не имею ни малейшего понятия! Я отливала бумагу ради процесса и в подарок и пока что ничего на ней не нарисовала.

Но я протестировала на ней все графические материалы и могу сказать, что лучше всего ложатся линеры с толщиной кончика от 0,1 до 0,8.

Мягкие материалы дают тусклый цвет.

Акварельные карандаши ложатся хуже, рисовать ими по этой бумаге неудобно, постоянно кажется, что сейчас она порвется.

Жесткие простые карандаши процарапывают бумагу, оставляя на ней борозды и тоже выглядят тускло.

Мягкие простые карандаши в принципе ложатся приемлемо. Но никакие карандаши нельзя стирать, бумага начинает скатываться и страдает.

Акварельные маркеры пробивают бумагу.

Химические карандаши после размытия тоже пробивают бумагу. И вокруг тех, и вокруг других расплывается мокрое пятно, которое в последствии высыхает, но в процессе работы это очень неудобно.

Краски не пробовала. Подозреваю, что эффект будет тот же.
Тестовый листТестовый лист

Так же есть мнение, что на такой бумаге было бы прикольно печатать линогравюры и делать штампы и трафареты, но пока что я этого не пробовала.

В целом такая бумага больше подходит декоративных работ. Но, возможно, я что-нибудь на ней когда-нибудь и нарисую!

Выводы:

Отливка бумаги вручную — довольно трудоёмкое, грязное и долгое занятие. Оно не подойдет для активности в большой компании.

Требуется сноровка. Первые несколько листов получатся очень плохо.

Чтобы этим заниматься, нужна какая-то весомая мотивация. Потому что если этим заниматься просто так, то… проще купить бумагу в магазине.

Вполне возможно, следующим летом я сделаю обзор на то, как отлить бумагу из травы. Чего я не сделала в этом году т.к. сырье нужно варить с каустической содой, а я максимально оттягиваю этот момент.

Спасибо, что прочитали эту статью!
Напоследок вот вам фотка моей кухни в процессе работыНапоследок вот вам фотка моей кухни в процессе работы

Самостоятельное изготовление бумаги

Как известно, в процессе промышленного производства бумаги сильно страдает экология. Каждый человек может уменьшить масштабы разрушения лесов, если будет использовать переработанное сырье. Сделать это совсем несложно, к тому же изготовление бумаги в домашних условиях – интересный процесс, к которому можно подключить детей.

Зачем делать бумагу в домашних условиях?

Производство бумаги началось более двух тысяч лет назад в Китае. До этого важная информация записывалась на других материалах:

До появления бумаги записи делали на камнях

  • камень;
  • глиняные дощечки;
  • пергамент;
  • древесная кора;
  • папирус.

В некоторых странах производился бумагоподобный материал из шелка, бамбука или конопли. Однако результат оставлял желать лучшего: материал получался очень дорогой и непрочный. Прочную и качественную бумагу первым смог сделать министр земледелия Цай Лунь. Он провел множество экспериментов, пока не получил материал, на котором можно было писать.

В наше время бумага производится в огромных масштабах, что не может не сказываться на состоянии лесов. Использование переработанного сырья поможет сохранить окружающую среду более чистой, ведь деревья необходимы нашей планете для выработки кислорода.

Современная машина по производству бумаги

А еще сделанная своими руками бумага будет особенно цениться среди любителей handmade. Такую вещь можно окрашивать разными цветами, добавлять в нее высушенные лепестки цветов или семена. Кроме того, материалу можно придать интересную текстуру при помощи кружева, мятых газет и других материалов.

Правильный подход, умелые руки и фантазия помогут сделать дизайнерскую бумагу, которую можно успешно использовать для создания оригинальных открыток, креативных поделок и бумажных панно. А также на ней можно рисовать и создавать скетчи, которые будут выглядеть очень необычно и привлекательно.

Сырье для производства бумаги

Сделать бумагу своими руками можно из разнообразнейшего сырья. У многих дома хранится большое количество старых газет, ненужных книг или учебников, исписанных тетрадей, бесполезных картонных коробок. Все эти вещи люди часто выбрасывают, хотя их можно сдать в пункт приема макулатуры или, что еще интереснее, вторично использовать. Для переработки бумаги своими руками подходит:

  • бумага для принтера;
  • старые газеты;
  • журналы (кроме глянцевых);
  • бумажные полотенца и салфетки;
  • картон (не вощенный) или цветная бумага;
  • бумажные пакеты;
  • картонные коробки;
  • туалетная бумага (чистая);
  • картонные яичные лотки;
  • тетради, ненужные книги, блокноты.

Бумага для принтераСтарые газетыБумажные полотенцаБумажные пакетыКартонные коробкиТуалетная бумагаЯичные лотки

А также для производства бумаги своими руками подходят еловые или сосновые опилки, тростник, солома. Из инструментов могут понадобиться следующие предметы:

  • большая кастрюля;
  • блендер или кухонный комбайн;
  • деревянная рамка;
  • мелкая марля или москитная сетка, которую нужно закрепить на рамке;
  • ткань или губка;
  • газеты;
  • вискозное полотно;
  • утюг.

Деревянная рамкаВискозное полотно

Производство пергамента для выпечки

Изготовление пергамента

Пергамент для выпечки используется хозяйками в тех случаях, когда нужно предотвратить пригорание и приставание выпечки к форме. Для тех, кто любит баловать близких тортами, пирожными и пирожками, пергамент для выпечки становится незаменимым помощником на кухне.

К сожалению, иногда этого полезного инструмента нет под рукой именно в тот момент, когда он нужен больше всего. Не стоит забывать, что можно изготовить бумагу для выпекания своими руками.

Рекомендуется брать чистую бумагу, на которой нет краски. Это могут быть неисписанные тетрадные листы или неиспользованная бумага для принтера.

Чтобы сделать бумагу для выпечки своими руками, нужно смазать чистые листы растительным маслом, подсолнечным или оливковым. После этого полученным материалом нужно выстелить противень или формы для запекания.

Самодельное производство тростниковой бумаги

Превосходную бумагу своими руками можно сделать из обыкновенного тростника. На ней удобно рисовать гуашью и акварелью, поэтому тростниковая бумага может стать подходящим материалом для открыток, поделок и необычных скетчей.

Изготовление бумаги

Чтобы изготовить бумагу, нужно собрать тростник, промыть его, тщательно измельчить. После этого сырье нужно сложить в кастрюлю, залить чистой водой и довести до кипения. Затем берется 100 грамм щелочи и разводится в стакане с водой, смесь добавляется в кипящую тростниковую массу.

Через 30 минут кастрюлю можно снять с огня и слить воду. Тростник тщательно перебирается, все жесткие волокна нужно удалить, а остальные измельчить при помощи блендера или кухонного комбайна. Сделать смесь более однородной помогут несколько ложек заваренного крахмала.

Смесь еще раз взбивается до однородного состояния, напоминающего по консистенции кашу. Массу нужно аккуратно вычерпать рамкой. Смесь максимально равномерно распределяется по рамке. После этого с нее нужно удалить лишнюю влагу при помощи губки или старых газет. Затем масса переносится на ткань и сушится в течение нескольких дней.

Изготовление рисовой бумаги

Как и тростниковая, рисовая бумага своими руками производится из растительного сырья. В данном случае применяется рисовая солома. Ее нужно замочить в прохладной воде и оставить так на несколько дней. Следующим этапом станет измельчение смеси до однородного состояния при помощи блендера.

Способы производства бумаги

Полученную массу нужно вылить на рамку, сделать которую следует из шелковой ткани, а не марли или сетки. Смесь ровно распределяется по всей площади рамки, после чего ее оставляют до полного высыхания. Готовые листы аккуратно обрезают. Другой способ приготовления рисовой бумаги своими руками предполагает использование рисовой муки, которую можно найти почти в любом супермаркете. Чтобы сделать бумагу, нужно взять такие ингредиенты:

  • рисовая мука – 4 части (200 грамм);
  • вода – 1,5 части (75 миллилитров);
  • соль – ½ чайной ложки.

Сначала нужно тщательно просеять рисовую муку и добавить в нее соль. Потом в муку добавляется вода, получившееся тесто нужно тщательно замешивать голыми руками не менее 10 минут, а потом оставить его на полчаса.

После этого тесто кладут на деревянную поверхность и начинают раскатывать скалкой, чтобы сделать его максимально тонким. Готовый пласт теста следует расположить на ровной поверхности и оставить до полного высыхания.

Приготовленную таким образом рисовую бумагу можно использовать как в декоративных, так и в кулинарных целях. В первой случае на ней рисуют и делают поделки, во втором – готовят в ней суши или другую пищу.

Бумага из опилок

Если дома есть еловые или сосновые опилки, можно попробовать сделать бумагу из них. Для этого опилки нужно выложить в большую кастрюлю, залить водой и варить их в течение 24 часов. Опилки в процессе варки разбухнут, поэтому важно постоянно помешивать их и следить за тем, чтобы они не вылезли из кастрюли. В смесь нужно добавить каустическую соду, однако, ее можно заменить обычной пищевой.

Бумага из опилок

После варки опилки нужно промыть. Для этого можно взять обыкновенный дуршлаг и поместить в него мелкую марлю. В эту конструкцию засыпаются опилки и тщательно промываются под проточной водой.

После этого опилки отжимаются при помощи марли, высыпаются обратно в кастрюлю и смешиваются с половиной стакана крахмала. Содержимое кастрюли заливается водой и доводится до кипения.

Следующий этап – тщательное измельчение опилок при помощи кухонной техники. Должна получиться однородная жидковатая масса. Эту массу нужно вылить в рамку и тщательно промокнуть влаговпитывающим материалом. После этого получившийся лист нужно поместить между двумя газетами, а сверху на несколько минут поместить пресс.

Лист нужно положить на ровную поверхность и высушить. Для сушки можно использовать солнце, теплое сухое помещение или утюг. Утюгом лист нужно прогладить поверх газеты. Кроме того, высушить получившиеся листы можно при помощи духовки.

Переработка бумаги в домашних условиях

Переработка бумаги в домашних условиях

Проще всего сделать бумагу в домашних условиях из уже использованного материала. Сырье следует измельчить, порвав листы на мелкие кусочки. Клочки нужно залить теплой водой и измельчить до однородного состояния при помощи кухонного комбайна.

Полученную смесь вылить в прямоугольную емкость, а потом опустить туда рамку с прикрепленной к ней москитной сеткой. После того как на поверхности сетки осядут волокна целлюлозы, нужно промокнуть массу. Чтобы получить более тонкий и ровный лист, массу в рамке накрыть газетой, а сверху поместить пресс. После этого лист должен просушиться, на это уйдет примерно 24 часа.

Изготовление бумаги своими руками

бумага своими руками-хорошая возможность для творчества

Мы дав­но хоте­ли напи­сать о том, как сво­и­ми рука­ми, дома, сде­лать лист бума­ги для пись­ма, рисо­ва­ния или для поде­лок. В этом году внуч­ки пода­ри­ли мне на день рож­де­нья заме­ча­тель­ные подел­ки из бума­ги, кото­рую они изго­то­ви­ли дома. А до это­го они зна­ко­ми­лись с про­из­вод­ством бума­ги в музее.

Об изго­тов­ле­нии бума­ги в про­мыш­лен­но­сти читай­те в постах:

Здесь речь пой­дёт об изго­тов­ле­нии бума­ги в домаш­них усло­ви­ях. Эту бума­гу назы­ва­ют ещё “бума­гой руч­но­го черпания”.

Бума­га толь­ко в девят­на­дца­том веке ста­ла про­из­во­дить­ся с помо­щью машин в виде длин­но­го полот­на, нама­ты­ва­е­мо­го в рулон. А до изоб­ре­те­ния бума­го­де­ла­тель­ной маши­ны бума­гу дела­ли вруч­ную, каж­дый лист по отдель­но­сти. Руч­ной отлив до сих пор рас­про­стра­нён в ряде ази­ат­ских и лати­но­аме­ри­кан­ских стран. При мно­гих совре­мен­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях, напри­мер, на бумаж­ной фаб­ри­ке в ита­льян­ском Фаб­ри­а­но , сохра­ни­лись участ­ки руч­но­го отли­ва бума­ги. Руч­ной отлив демон­стри­ру­ет­ся в ряде музеев бумаж­но­го про­из­вод­ства, а в неко­то­рых из них, посе­ти­те­лям предо­став­ля­ют воз­мож­ность самим сде­лать бума­гу, а ино­гда и сде­лать из неё блок­но­тик или что-то напе­ча­тать на ней.

Хоро­шее осна­ще­ние име­ют участки/лаборатории по изго­тов­ле­нию отли­вок в уни­вер­си­те­тах, инсти­ту­тах лесо­тех­ни­че­ско­го про­фи­ля, гото­вя­щих спе­ци­а­ли­стов — бумаж­ни­ков, иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии и лабо­ра­то­рии отде­лов тех­ни­че­ско­го кон­тро­ля на цел­лю­лоз­но-бумаж­ных предприятиях.

Совре­мен­ная мастер­ская руч­но­го отли­ва — про­из­вод­ства бума­ги руч­ным черпанием

Изго­тов­ле­ние бума­ги сво­и­ми рука­ми может быть инте­рес­ным заня­ти­ем как для взрос­лых так и для детей. Это может быть инте­рес­но и позна­ва­тель­но в каче­стве заня­тия в дет­ском саду или в шко­ле. Изго­тов­ле­ние бума­ги помо­жет при­от­крыть загад­ку полу­че­ния это­го, встре­ча­ю­ще­го­ся в нашей жиз­ни на каж­дом шагу мате­ри­а­ла. Будет спо­соб­ство­вать пони­ма­нию детьми и тех­но­ло­ги­че­ских основ изго­тов­ле­ния бума­ги и важ­но­сти орга­ни­за­ции реге­не­ра­ции бума­ги после её использования.

Бумага ручного черпания для оригинальных продуктов

Из бума­ги, изго­тов­лен­ной сво­и­ми рука­ми мож­но сде­лать ори­ги­наль­ную, ими­д­же­вую бума­гу для поздрав­ле­ний, визи­ток, кон­вер­тов, писем и т.д.

Что требуется для изготовления бумаги ручного черпания?

Пока­за­ны эта­пы “мок­рой” ста­дии изго­тов­ле­ния бума­ги: отлив бумаж­ной мас­сы на сет­ке; пере­нос с сет­ки на тка­не­вую несу­щую поверх­ность; и влаж­ный лист на тка­не­вой поверхности

Из чего делать бумагу?

Основное сырьё

  • Для изго­тов­ле­ния чистой, лег­ко окра­ши­ва­е­мой бума­ги хоро­шо под­хо­дят обыч­ные быто­вые бумаж­ные сал­фет­ки. Такую бума­гу мож­но отне­сти к чисто­цел­лю­лоз­ной по композиции.
  • Вполне под­хо­дят ста­рые газе­ты, реклам­ные листов­ки или любая печат­ная про­дук­ция на газет­ной бума­ге. Эта бума­га – иллю­стра­ция пере­ра­бот­ки макулатуры.
  • Не при­год­на для изго­тов­ле­ния: мело­ван­ная бума­га, на такой бума­ге выпус­ка­ют­ся жур­на­лы мод, реклам­ные жур­на­лы, обёр­точ­ная бума­га, бума­га с покры­ти­я­ми, напри­мер, фото­бу­ма­га. Такая бума­га пло­хо сма­чи­ва­ет­ся водой и труд­но рас­па­да­ет­ся на состав­ля­ю­щие её волокна.
  • Из бума­ги пред­ва­ри­тель­но надо уда­лить скреп­ки, пласт­мас­со­вые вклю­че­ния, эти­кет­ки, кус­ки клея.

Добавки в композицию

  • Белый вин­ный уксус для обес­цве­чи­ва­ния неко­то­рых вклю­че­ний, содер­жа­щих­ся в бума­ге (это не обязательно).
  • Кра­си­те­ли. Может быть исполь­зо­ван пище­вой кра­си­тель или пиг­мен­ты, в том чис­ле в виде водо­рас­тво­ри­мых гуа­ше­вых кра­сок. Сме­ши­вать цве­та сле­ду­ет осто­рож­но. Мож­но лег­ко полу­чить некра­си­вый гряз­но-корич­не­вый цвет. При исполь­зо­ва­нии цвет­ных сал­фе­ток мож­но обой­тись без добав­ле­ния кра­си­те­лей. Цвет бума­ги будет зави­сеть цве­та исход­ных сал­фе­ток и соот­но­ше­ния цвет­ных состав­ля­ю­щих композиции.
  • В про­дол­же­нии при­да­ния бума­ге деко­ра­тив­но­сти мож­но попро­бо­вать исполь­зо­ва­ние мел­ких кусоч­ков цвет­ной бума­ги, отрез­ков нитей или окра­шен­ных воло­кон, блё­сток, мине­раль­ных пигментов.
  • Мно­гие вклю­че­ния луч­ше вво­дить в уже при­го­тов­лен­ную волок­ни­стую мас­су, кото­рая не будет под­вер­гать­ся интен­сив­но­му меха­ни­че­ско­му воздействию.

  • Рас­ти­тель­ные добав­ки: семене, лепест­ки цве­тов, тра­вин­ки, опил­ки. Такие добав­ки поз­во­ля­ют полу­чить инте­рес­ные эффек­ты для деко­ра­тив­ной бума­ги, пред­на­зна­чен­ной для празд­нич­ной упа­ков­ки, поздрав­ле­ний и т. д.

Процесс изготовления

1. Измель­че­ние бумаж­но­го сырья. Запе­ча­тан­ную бума­гу (маку­ла­ту­ру) или сал­фет­ки нуж­но разо­рвать на кусоч­ки вели­чи­ной 3–5 см. Мож­но вос­поль­зо­вать­ся и шре­де­ром, но шири­на поло­сок жела­тель­на более 5 мм. Это свя­за­но с тем, что под­го­тов­ку воло­кон к изго­тов­ле­нию бума­ги нуж­но про­ве­сти в усло­ви­ях мак­си­маль­но­го сохра­не­ния их дли­ны для сохра­не­ния меха­ни­че­ской проч­но­сти бумаги.

2. Зама­чи­ва­ние . Сухие кусоч­ки бума­ги зали­ва­ют тёп­лой водой и выдер­жи­ва­ют 1–4 часа для намо­ка­ния и набу­ха­ния воло­кон. Если волок­на набух­нут не доста­точ­но, то при после­ду­ю­щем меха­ни­че­ском измель­че­нии могут воз­ник­нуть труд­но­сти с даль­ней­шим измель­че­ни­ем кусоч­ков бумаги.

Так выгля­дит замо­чен­ная бума­га перед роспуском

3. Роспуск замо­чен­но­го сырья (бумаж­ни­ки гово­рят, рас­пу­стить) на доста­точ­но мел­кие эле­мен­ты. С этой зада­чей хоро­шо справ­ля­ет­ся быто­вой блен­дер. Полу­чен­ная мас­са может быть исполь­зо­ва­на для изго­тов­ле­ния (отли­ва) листов бума­ги или для вве­де­ния доба­вок (смот­ри­те раз­дел “добав­ки в ком­по­зи­цию”). Часть вклю­че­ний, кото­рые не обла­да­ют устой­чи­во­стью к меха­ни­че­ским воз­дей­стви­ям, сле­ду­ет вво­дить в бума­гу позд­нее, после того, как лист будет сфор­ми­ро­ван (отлит), перед сушкой.

Рас­пу­щен­ная бумаж­ная масса

4. Отлив листов. Отли­ва­е­мые вруч­ную листы бумаж­ни­ки назы­ва­ют отлив­ка­ми. Для отли­ва бумаж­ная мас­са долж­на быть доста­точ­но раз­бав­ле­на и хоро­шо пере­ме­ша­на до полу­че­ния одно­род­ной сус­пен­зии. Мень­шая кон­цен­тра­ция (1–2% сухо­го) спо­соб­ству­ет полу­че­нию более рав­но­мер­но­го листа. Перед отли­вом для уве­ли­че­ния проч­но­сти и повы­ше­ния жёст­ко­сти листа в мас­су мож­но доба­вить при пере­ме­ши­ва­нии 2–3% сва­рен­но­го крах­маль­но­го клей­сте­ра. Для тони­ро­ва­ния или окра­ши­ва­ния доба­вить кра­си­те­ли. Для полу­че­ния деко­ра­тив­ных эффек­тов вве­сти дру­гие добавки.

Отлив­ка бумаги

Сетка для отлива бумаги.

Воз­мож­но два исто­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся спо­со­ба отли­ва листов бума­ги на сет­ке: с помо­щью “пла­ва­ю­ще­го сита” и “чер­па­ю­ще­го сита”. В пер­вом слу­чае в раз­ве­дён­ную одно­род­ную бумаж­ную мас­су сет­ка вво­дит­ся сбо­ку зачер­пы­ва­ю­щим дви­же­ни­ем и под­ни­ма­ет­ся с мас­сой для сте­ка­ния воды. Во вто­ром, рас­чёт­ное коли­че­ство одно­род­ной мас­сы (в зави­си­мо­сти от полу­че­ния жела­е­мой тол­щи­ны бума­ги) вли­ва­ет­ся пря­мо на сет­ку и рас­пре­де­ля­ет­ся по её площади.

Мож­но поль­зо­вать­ся одной сет­кой, натя­ну­той на рам­ку, но удоб­нее рабо­тать с дву­мя рам­ка­ми, одной рам­кой с сет­кой и вто­рой без сет­ки, кото­рая назы­ва­ет­ся деке­лем. Декель (рам­ка без сет­ки мень­ше­го раз­ме­ра) слу­жит для фор­ми­ро­ва­ния кром­ки листов. Он накла­ды­ва­ет­ся свер­ху на рам­ку с сет­кой со сто­ро­ны сет­ки, после выли­ва­ния на сет­ку мас­сы или после зачер­пы­ва­ния мас­сы, сни­ма­ет­ся после того как основ­ная вода сте­чёт и влаж­ная отлив­ка оста­нет­ся на сет­ке. В этом слу­чае отлив­ку лег­че укры­вать съём­ной тка­нью или укла­ды­вать отлив­ку с сет­кой на ткань. На рисун­ке свер­ху стрел­кой пока­за­на рам­ка на поверх­но­сти кото­рой натя­ну­та сетка.

Мож­но исполь­зо­вать сита, кото­рые най­дут­ся на кухне. Тут важ­но, если хотим полу­чить листы, а не объ­ём­ную мас­су для поде­лок, что­бы сито силь­но не про­ги­ба­лось, выдер­жи­ва­ло плос­кост­ное состояние.

5. Отжим отлив­ки на сет­ке и съём влаж­но­го листа с сет­ки. Влаж­ная отлив­ка тре­бу­ет осто­рож­но­го обра­ще­ния. Сни­ма­ет­ся она с помо­щью хоро­шо впи­ты­ва­ю­щей тка­ни. Чем более влаж­ная отлив­ка на сет­ке, тем боль­ше воды долж­на впи­тать съём­ная ткань. Для уда­ле­ния воды полез­на и плот­ная плос­кая губ­ка, кото­рой мож­но осто­рож­но надав­ли­вая на сет­ку, облег­чить уда­ле­ние воды из отлив­ки. Впи­ты­вая воду, ткань сила­ми поверх­ност­но­го натя­же­ния воды удер­жи­ва­ет отлив­ку, пере­тя­ги­вая её с сетки.

На рисун­ке сня­тая с сет­ки отлив­ка. Для того, что­бы отде­лить отлив­ку от сет­ки воз­мож­но, нуж­но будет пере­вер­нуть сет­ку при­ём­ной тка­нью наверх и, сни­мая ткань вме­сте с бума­гой, как бы нама­ты­вать её на при­го­тов­лен­ную цилин­дри­че­скую скалку.

Воз­мо­жен вари­ант суш­ки влаж­ной отлив­ки вме­сте с сет­кой без съё­ма с сет­ки. В этом слу­чае на бума­ге хоро­шо вос­про­из­ве­дёт­ся струк­ту­ра сет­ки. Но бума­га при этом полу­ча­ет­ся менее плот­ной, что, впро­чем не все­гда явля­ет­ся недо­стат­ком. Кро­ме того, если сушить отлив­ку на сет­ке не до конеч­ной влаж­но­сти, а снять с сет­ки влаж­ной и досу­шить под дав­ле­ни­ем, зажи­мая её меж­ду дву­мя ров­ны­ми поверх­но­стя­ми, то плот­ность её уве­ли­чит­ся и глад­кость тоже.

6. Прес­со­ва­ние. После съё­ма с сет­ки, отлив­ку для при­да­ния её фор­ме боль­шей устой­чи­во­сти, нуж­но под­верг­нуть прес­со­ва­нию. Для это­го её свер­ху и сни­зу про­кла­ды­ва­ют листа­ми рисо­валь­ной или чер­тёж­ной бума­ги (исполь­зу­ют­ся мно­го­крат­но после суш­ки) и надав­ли­ва­ют, при отсут­ствии прес­са, дере­вян­ным брус­ком. Прес­со­ва­ние про­дол­жа­ет уда­ле­ние вла­ги из отливки.

7. Суш­ка. Суш­ку, как отме­ча­лось, мож­но начать не сни­мая отлив­ку с сет­ки. Мож­но сушить отлив­ки на воз­ду­хе. В этом слу­чае слож­нее сохра­нить их плос­кост­ност­ное состо­я­ние. Луч­ше сушить после прессования.

Мож­но сушить на горя­чей поверх­но­сти (или горя­чей поверх­но­стью) вме­сте с тка­нью или без неё. В домаш­них усло­ви­ях про­ще все­го вос­поль­зо­вать­ся утю­гом. Отлив­ку луч­ше сушить через ткань или бумагу.

После суш­ки отлив­ки жела­тель­но откон­ди­ци­о­ни­ро­вать — при­ве­сти их влаж­ность в рав­но­ве­сие с влаж­но­стью окру­жа­ю­щей среды.

8. Обра­бот­ка. После суш­ки бума­га может ещё обра­ба­ты­вать­ся раз­лич­ным обра­зом (эта ста­дия совсем не обязательна).

  • Поверх­ност­ная обра­бот­ка для сни­же­ния впи­ты­ва­ния, уве­ли­че­ния проч­но­сти поверх­но­сти, в целом повы­ше­ния проч­но­сти бума­ги. Обра­бот­ка про­из­во­дит­ся крах­маль­ны­ми, поли­ви­нил­спир­то­вы­ми, жела­ти­но­вы­ми и дру­ги­ми сус­пен­зи­я­ми. В домаш­них усло­ви­ях поверх­ност­ную обра­бот­ку про­во­дить не про­сто. Про­ще упроч­ня­ю­щие добав­ки вво­дить в бумаж­ную мас­су до полу­че­ния отливок.
  • Меха­ни­че­ская обра­бот­ка. Воз­мож­но повы­ше­ние глад­ко­сти бума­ги поме­ще­ни­ем листов бума­ги с влаж­но­стью 5–7% в глян­це­ва­тель или выгла­жи­ва­ние утюгом.

Инте­рес­ные резуль­та­ты даёт тис­не­ние дере­вян­ны­ми или метал­ли­че­ски­ми штам­па­ми с полу­че­ни­ем рельеф­но­го тис­не­ния или полу­че­ни­ем ими­та­ции водя­ных зна­ков при рас­смат­ри­ва­нии бума­ги на просвет.

  • Отме­тим воз­мож­ность изго­тов­ле­ния двух­слой­ной бума­ги. Отли­вая после­до­ва­тель­но два слоя раз­но­го цве­та и накла­ды­вая их один на дру­гой. Слои сов­ме­щать луч­ше не до кон­ца высу­шин­ны­ми и высу­ши­вать окон­ча­тель­но после совмещения.
  • Инте­рес­ные деко­ра­тив­ные воз­мож­но­сти даёт изго­тов­ле­ние бума­ги с водя­ным зна­ком, види­мым на про­свет, или в отра­жён­ном све­те. Для полу­че­ния водя­но­го зна­ка на сет­ку для отли­ва бума­ги (на эта­пе 4) нуж­но поме­стить (по воз­мож­но­сти при­кре­пив к сет­ке) эле­мен­ты или водо­не­про­ни­ца­е­мые (напри­мер из мед­ной или сталь­ной про­во­ло­ки), или менее про­ни­ца­е­мые, чем сет­ка (из более плот­ных сеток, например).

Вид на про­свет свет­ло­го, фили­гран­но­го водя­но­го зна­ка, полу­чен­но­го закреп­ле­ни­ем на сет­ке для отли­ва про­во­лоч­но­го изображения

В наших постах мы писа­ли об исто­рии бумаж­но­го про­из­вод­ства и его пер­спек­ти­вах.

В интер­не­те не мало инфор­ма­ции о том, как сде­лать бума­гу само­му. Есть ряд под­хо­дя­щих сайтов:

  • Немец­кие кол­ле­ги рас­ска­зы­ва­ют, как делать бума­гу дома в домаш­них условиях
  • Еще одна подроб­ная инструк­ция, как сде­лать бума­гу руч­ным способом

Изготовление бумаги своими руками: 4 комментария

Здрав­ствуй­те, я ищу про­из­во­ди­те­лей бума­ги руч­но­го чер­па­ния может быть вы смо­же­те поде­лить­ся инфор­ма­ци­ей? Мастер­ски­ми, ссыл­ка­ми, контактами?

Здрав­ствуй­те Наталья!
К сожа­ле­нию, толь­ко сей­час уви­дел ваш вопрос.
И опять же сожа­лею, что не могу сооб­щить ниче­го в допол­не­ние к тому, что вы най­дё­те в интер­не­те по пря­мо­му запросу.
Про­из­во­ди­те­ли бума­ги руч­но­го чер­па­ния в бумаж­ной отрас­ли Рос­сии мне не извест­ны. Но такая бума­га на рын­ке есть. Это вид­но в интернете.
Все­го доб­ро­го. Удачи.

Изготовление бумаги ручной работы

Уже давно я работаю с бумагой, с различными ее видами, в том числе немного и с бумагой ручной работы. И сегодня я хотела бы показать вам, как я делаю бумагу в домашних условиях.

Хочу сказать, что вам нужно будет подготовить заранее всяческие добавки для украшения бумаги, например, сухие травки, цветы, ниточки, ну и многое-многое другое, то, что вам подскажет ваша неуёмная фантазия. Я заранее, в течение полугода наверно собирала и сушила всякие цветы, розы, орхидейки, которые опадали у меня на подоконнике. Засушила цветочки, подаренные мне на 8 марта и День Рождения!

Материалы, которые нам понадобятся, думаю найдутся в каждом доме!

Это обрезки бумаги, не сильно плотной, немного клея ПВА, вода.

Инструменты: блендер, рамка с мелкой сеткой нужного вам размера, ложка или палочка для перемешивания, мастихин или пластиковая карта.

Итак, начнем. Сначала нарвем бумажку мелкими клочками в глубокую посудинку.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 1

Поместим обрезки в миску и добавим несколько капель клея. Количество клея зависит от количества обрезков. В данном случае я добавила около половины чайной ложки. С клеем лучше не перебарщивать, а то тяжело потом бумажку отодрать от сетки.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 2

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 3

Наливаем в миску воды, так, чтобы она слегка покрыла бумагу. Даем бумаге немного размокнуть и измельчаем ее блендером в кашу.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 4

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 5

Теперь пришло время добавить сухие цветы.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 6

Я выбрала несколько фиолетовых. Измельчаем их руками и вмешиваем в бумажную смесь палочкой.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 7

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 8

Теперь мы достаем рамку и наносим на нее бумажную смесь. Рамка помещается на поддон или просто на сложенную старую простынь.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 9

Я наносила смесь пластиковой картой.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 10

Наносим не слишком тонким слоем, но и не тостым. Следим, чтобы не было пробелов.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 11

Выравниваем аккуратно поверхность легкими движениями пластиковой карты, держа ее практически горизонтально.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 12

Можно подравнять краешки:

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 13

Ну и когда все готово, ставим сушиться на солнышко. При сегодняшней погоде лист сох у меня пару часов.

Нетерпеливые могут попробовать перекинуть лист, когда он хорошо стечет на другую поверхность. Так вы освободите рамку и сможете сделать еще листы. Но делать это надо очень аккуратно, потому что сырая масса легко разваливается.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 14

После сушки бумага аккуратно снимается с сетки плоким тупым ножом и проглаживается утюгом.

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 15

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 16

И вот бумажка поближе. Очень мне нравятся эти цветочные вкрапления!

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 17

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 18

Изготовление бумаги ручной работы, фото № 19

Почему я использую этот метод? Потому что проблематично найти большую емкость для воды, в которую бы поместилась рамка. Есть такой способ вылавливанием рамкой бумажной взвеси,плавающей на поверхности. Мне он оказался неудобен.

Буду рада, если мой МК окажется вам полезен и буду рада увидеть вашу бумажку ручной работы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *