Как починить тросик переключения передач на велосипеде
-
>> [FREE] >>> —> >> [FREE] >>> —>
Ремонт велосипеда: Как проверить и заменить трос переключения
Одной из главных особенностей велосипедистов на просторах СНГ является то, что у доброй половины сезон катания не заканчивается вообще. В любое время суток и в любую пору года веселые велосипедисты колесят по городам и лесам. В этой статье мы расскажем, как следить за стоянием ваших рубашек и тросиков и как разобрать переключатель скоростей.
Причины неисправностей
Первой и главной причиной плохого переключения передач обычно является испортившийся тросик и рубашка переключателя. Заменить его нетрудно и выявить эту неисправность проще-простого. Однако, чтобы не приходилось лишний раз менять трос с рубашкой мы рекомендуем следить за его состоянием.
Впереди зима и это отличное время для инспекции и замены троса (при необходимости). Для того, чтобы проверить – хорошо ли ходит тросик внутри рубашки вам нужно сделать следующее:
1. Сбросьте передачу на самую маленькую звезду.
2. Проведите визуальную инспекцию рубашки и конца троса на наличие повреждений или растрёпанности. Если они есть, то переходите к пункту 8.
3. Открутите фиксирующий болт тросика на вашем переключателе (переднем или заднем) и вытащите трос из паза в переключателе.
4. Потяните за рубашку у манетки, чтобы оголить трос. Проверьте трос на наличие грязи. Если это необходимо, то уберите её.
5. Поступательными движениями вперед-назад проверьте плавность хода троса. Если трос ходит плавно и без заметных усилий, мы рекомендуем смазать рубашку троса для профилактики.
6. Вместо смазок на спиртовой основе, типа WD-40, мы рекомендуем использовать немного зимнего масла для двигателей автомобиля. До -25 оно сможет обеспечить вам приемлемые смазывающие свойства, не дав тросу замерзнуть в рубашке. А когда вы поставите велосипед в теплую квартиру, в отличие от аэрозолей оно не испарится из рубашки. Чтобы смазать рубашку вам понадобится обычный шприц с иглой. Предварительно набрав несколько миллилитров в шприц и отодвинув трос в сторону, вставьте иглу в отверстие для троса и впрысните до 5 миллилитров масла внутрь.
7. Повторите поступательные движения из пункта 4 несколько раз, дабы масло растеклось по рубашке. Если замена троса не нужна – можете переходить к настройке переключателя.
8. Если же нужна замена троса, то вам необходимо ознакомиться с инструкцией к вашей манетке. Обычно трос из манетки можно вытянуть, сбросив передачу на самую маленькую звезду и «протолкнув» его внутрь манетки. Но сначала проверьте «торец» манетки на наличие в нём болта-заглушки. Перед заменой троса этот болт необходимо выкрутить.
9. Если заглушки нет (как в моём случае), то скорее всего трос вытягивается путём несложного разбора манетки. Для того, чтобы вам было удобно разбирать манетку, её необходимо снять. Трудности на этом этапе у вас могут возникнуть только с грипсой.
10. Сняв манетку раскрутите верхнюю крышку поворачивая болт против часовой стрелки.
11. Важно! Будьте предельно осторожны при во время снятия крышки, следите за тем, чтобы возвратная пружина не вылетела из манетки. Надавите на трос как в пункте 8, чтобы он вышел из своего паза. Попутно можно проверить манетку на наличие грязи внутри и слегка смазать внутренности тем же маслом. Пару капель пойдут на пользу механизму вашей манетки.
12. Вставьте новый трос и соберите манетку. Так же не забудьте о замене рубашки троса. После замены переходите к настройке переключателя из пункта 6.
Инспекция и замена троса переключения не является каким-то замысловатым делом. С помощью этой инструкции и при наличии минимального инструмента вы сможете заменить трос самостоятельно, не обращаясь в сервис. Удачных ремонтов!
Инструкция по замене тросика переключателя на велосипеде
Одна из самых частых причин плохой работы велосипедного переключателя – затруднённое скольжение тросика в рубашке. Происходить это может как из-за повреждения тросика или рубашки (часто незаметного снаружи), так и из-за попадания внутрь грязи. Разберём в статье – как заменить тросик переключения скоростей на велосипеде.
Когда можно обойтись без замены тросика
Беспрепятственное скольжение тросика в рубашке – залог хорошей работы переключателя скоростей. Но со временем в рубашку начинает попадать грязь или сам тросик может по каким-то причинам повредиться. Тогда переключатель скоростей велосипеда начинает работать медленно или неправильно.
Если причина в загрязнении, то проблема решается достаточно просто: нужно переключиться на самую большую звёздочку и после этого сбросить несколько передач не вращая педали – таким образом натяжение тросика ослабнет, после чего можно будет освободить рубашку и очистить её двигая вперёд-назад по тросику. Обычно самый проблемный в этом плане отрезок рубашки – самый нижний (ближний к переключателю).
Для удаления грязи и лучшего скольжения можно протереть тросик смазкой, но после этого нужно будет её вытереть. Если этого не сделать, то через какое-то время на смазку начнёт налипать пыль и движение тросика ухудшится.
Если после очистки скольжение всё равно затруднено, то желательно заменить тросик и рубашки.
Краткий порядок действий
Рассмотрим сначала краткий порядок действий по замене:
Снятие
- Поставить на заднем переключателе скоростей самую высокую передачу (напротив самой маленькой звезды кассеты).
- Ослабить на переключателе болт фиксатора тросика и высвободить его.
- Снять с тросика концевик.
- Выкрутить на манетке заглушку канала для тросика.
- Вытянуть тросик через отверстие в манетке.
Установка
- При необходимости заменить рубашки тросика на новые.
- Закрутить до упора регулировочный винт натяжения тросика на манетке (и на переключателе, если он имеется).
- Продеть новый тросик через канал манетки и рубашки.
- Натянуть тросик и зажать его в фиксаторе переключателя затянув болт.
- Уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика.
- Настроить переключатель скоростей (отдельная статья).
- Обрезать тросик.
- Надеть на тросик концевик и обжать его.
Замена тросика – подробная инструкция
Прежде всего, определимся, что нам понадобится:
- Шестигранный ключ на 5 мм (обычно)
- Отвёртка
- Плоскогубцы
- Новый тросик переключателя (отличается от тормозного тросика толщиной и набалдашником, не перепутайте)
- При замене рубашек – новые рубашки, колпачки (наконечники) на них и резиновые колечки, чтобы трос не царапал раму
В некоторых случаях этот набор может отличаться. Например, тросик может фиксироваться к переключателю с помощью гайки, а не болта, тогда нужен будет не шестигранник, а ключ для этой гайки (либо можно будет откручивать/закручивать её плоскогубцами). Или рубашка может идти одним сплошным куском, тогда резиновые колечки не нужны.
- Для начала нам нужно поставить на заднем переключателе последнюю передачу (при замене на переднем переключателе – на первую). Т.е. лапка переключателя должна находиться напротив самой маленькой звезды кассеты. Дело в том, что когда мы будем вынимать тросик из канала внутри манетки, то сделать это можно будет только в одном положении. На одном конце тросика есть набалдашник, а внутри манетки – специальная выемка для него. Но манетка устроена таким образом, что эта выемка располагается напротив монтажного отверстия только когда механизм переключения находится в крайнем положении. Т.е. трос можно заменить только на последней передаче. Чтобы его вытащить, нужно либо включить последнюю передачу заранее, либо если тросик уже отсоединён, просто натянуть его пальцами и прощёлкать триггером манетки до нужного положения (без натяжения тросик застрянет внутри и не даст механизму переключиться).
На фото слева – положение, когда выемка для набалдашника тросика и монтажное отверстие совпадают
- Ослабляем болт фиксатора на переключателе скоростей и отсоединяем тросик:
- При помощи плоскогубцев снимаем с тросика концевик:
- Обычно в манетке имеется специальное технологическое отверстие для замены тросика. Нам нужно выкрутить пластиковую заглушку, которая его закрывает:
На более бюджетных манетках, такой заглушки нет и нужно снять верхнюю крышку, открутив держащие её винты
- Далее вытягиваем тросик через отверстие в манетке.
- При плохом состоянии рубашек тросика, желательно заменить их на новые. Как это сделать мы разберём далее.
- На манетке (и иногда также на заднем переключателе) имеется специальный винт, который позволяет регулировать натяжение тросика. Он нужен для удобства настройки переключения скоростей велосипеда. Его следует полностью закрутить.
- После этого вставляем новый тросик через технологическое отверстие манетки, надеваем первый кусок рубашки, резиновые колечки для защиты краски и вставляем рубашку в посадочные места на манетке и раме. Далее нужно вставить оставшиеся куски рубашки и просунуть тросик через них.
- Затем нужно натянуть тросик рукой и зажать его с помощью фиксатора на переключателе.
- И уплотнить тросик и рубашку, потянув за оголённые части тросика. Если этого не сделать, то через какое-то время после настройки переключателя скоростей велосипеда, рубашка просядет и нужно будет снова регулировать переключение.
-
.
- Обрезать тросик. Чтобы конец троса получился ровным и не разлохматился, делать это лучше всего хорошими острыми кусачками. Но перекусить тросик можно и обычными плоскогубцами, предварительно плотно обмотав его в месте реза изолентой. Если трос не перекусился после сжатия, то нужно не ослабляя усилие, вращать конец тросика, пока он не сломается.
- Надеть на тросик концевик и обжать его.
Как самостоятельно укоротить рубашку тросика
Рубашка может продаваться как одним сплошным куском (в магазине отрезают сколько нужно), так и уже нарезанными частями – где-то только по 1 метру, где-то готовыми отрезками по 20, 25, 30 см и т.д., чтобы покупатель сразу мог выбрать подходящие длины.
Рубашка для тросика переключения скоростей выглядит внутри следующим образом:
Сложность в том, что обрезается рубашка не совсем ровно. Даже если это сделано специальными кусачками в магазине, обрезанные концы после этого рекомендуется обработать на точиле, сточить заусенцы и выправить смятый внутренний пластиковый канал, но делается это редко. А если и делается, то получается всё равно не идеально. На фото ниже конец рубашки Shimano SIS OT-SP41 обрезанный и обработанный соответствующим образом на производстве.
Видно, что после обработки точилом металлическая оплётка сильно нагрелась, из-за чего пластик оплавился и сжался. Снаружи это не имеет большого значения, т.к. сверху будет надет защитный колпачок (наконечник), но во внутреннем канале остались оплавленные частицы пластика, которые не так просто убрать, а канал стал немного короче металлической оплётки.
Если велосипед эксплуатируется в сложных условиях, а рубашка долго не меняется, то в этот зазор начинает попадать грязь и влага, оплётка ржавеет, всё это попадает на тросик и создаёт излишнее трение. Но в целом это всё не так страшно и если убрать заусенцы во внутреннем канале и поставить хорошие герметичные наконечники, то рубашка получится достаточно качественная.
А вот самостоятельно обрезать рубашку может быть проблематично. Давайте для эксперимента попробуем обрезать рубашку подручными средствами – болгаркой, ножовкой по металлу и перекусить плоскогубцами.
На первом фото пил болгаркой: оплётка обрезалась хорошо, но пластик сильно оплавился, а наружный слой рубашки лопнул. На втором пил ножовкой: т.к. прутки оплётки очень подвижны, ровно обрезать не получилось. На третьем рубашку перекусили плоскогубцами: всё смялось, жилы оплётки загнулись и результат тоже получился неудовлетворительный.
Но всё же есть способ, как обрезать рубашку троса переключения скоростей в домашних условиях и результат получается более качественный, чем в магазине или даже у Shimano. Для этого понадобится разрезать внешний пластиковый слой по кругу и оголить металлическую оплётку. Прутки оплётки нужно немного надпилить напильником, после чего они легко обламываются и остаётся торчать внутренний пластиковый канал:
Если у нас хорошие герметичные наконечники, то можно обрезать канал вровень с металлической оплёткой. Если наконечники не очень качественные, то лучше расширить отверстие в наконечнике, чтобы канал вышел наружу (кроме одного конца рубашки, который примыкает к манетке).
Итак, нам остаётся померить необходимую длину отрезков рубашки и попросить чтобы их нарезали в магазине, либо (лучше) нарезать их самостоятельно и надеть наконечники.
Обратите внимание, что тросики и рубашки для переключения передач и тормозные отличаются. Рубашки для переключения тоньше (4 мм, тормозные 5 мм) и соответственно у них разные размеры наконечников. Для компонентов горных велосипедов набалдашник тросика переключения имеет стандартную форму, но у шоссейных велосипедов есть 2 разных стандарта формы набалдашника.
Тросики бывают стальные и нержавеющие, обычные, с полированной поверхностью и даже с тефлоновым покрытием. Но если вы не собираетесь участвовать в гонках, обычный нержавеющий трос – оптимальный вариант.
Если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, то напишите в комментариях.
Трансмиссионный трос велосипеда: что купить, как заменить, как двигаться при разрыве
Нельзя исключать и внеплановые неисправности. Это изломы, расплетения волокон и коррозия. Заломы препятствуют свободному ходу тросика по рубашке, отчего возрастает усилие на манетке переключения передач. Расплетенное изделие значительно уступает в прочности цельному, повышая риск обрыва. Коррозия же нарушает плавность хода, и снижает прочность изделия.
Как выбрать новый трос переключения передач
Не покупайте дешевое изделие неизвестного производителя – вот и вся наука при выборе стального каната. Достойный уровень – это волокна из нержавеющей стали. Приятный, но не обязательный, бонус – какое-нибудь антифрикционное покрытие, нанесенное поверх металлической части. Это может быть PTFE или что-то подобное.
Что еще необходимо попутно заменить, так это рубашки. Тут наука посложней – существуют два типа оплеток:
- SIS (витая оболочка).
- SIS-SP (оболочка из прямых металлических волокон).
Отличия в конструкции более, чем заметны. Пружинная оболочка при переключении играет, то и дело меняя свою длину. Это определенно плохо, поскольку «гуляющий» тросик никогда не будет точно двигать переключатель, читай, четко переключать передачи. Этого недостатка лишены продвинутые SIS-SP, рубашки, не изменяющие свою длину при переключениях.
Идеальная покупка – комплект рубашка + трос. Такие инсталляции выпускает та же Shimano. Что до производителей в принципе, то в почете:
- SRAM
- Shimano
- Clarks
- Campagnolo
- Jagwire
За чем точно не стоит гоняться, так это за смазками для тросиков. Смазывать трос категорически воспрещено. Это чревато быстрым загрязнением рубашки песком, пылью и грязью, отчего пострадает четкость и плавность переключения передач. А вот алюминиевый наконечник прикупить не помешает.
Как заменить тросик переключателя
Обычная эксплуатация полупрофессиональной техники предполагает, что к 5 000 км стальной канат растягивается до критической величины и его лучше заменить. В пересчёте на года это должно происходить раз в четыре-пять лет при езде «по делам».
Для рокировки понадобятся вспомогательные инструменты. Это отвёртка с насадкой, подходящей для винтов крепления крышки корпуса манетки. Ведь с закрытой крышкой замену произвести не удастся. Ещё необходим ключ для высвобождения троса на переключателе. Он фиксируется либо гайкой, либо винтом под шестигранник.
Не помешают бокорезы, зубило, молоток и наковальня. Они помогут культурно обрезать лишний трос и зафиксировать наконечник на его конце, чтобы не допустить расплетения волокон. К слову, расплести волокна на этапе установки проще простого. Достаточно некачественно обрезать или лихо вдеть изделие в рубашку, как изделие придет в негодность.
Верх совершенства – обработать обрезанный тросик на заточном станке. Очертания обрезанного конца приобретут вид, максимально приближенный к заводскому. К слову, с завода достойные модели идут с запаянными концами.
При замене рекомендуется придерживаться следующих действий:
- Переключить цепь на самую маленькую звезду сзади и спереди.
- Открутить крышку манетки.
- Отвернуть болт крепления троса на переключателе.
- Вынуть тросик через манетку.
- Сменить рубашки.
- Примерить стальной канат и обрезать лишнее.
- Одеть трос.
- Зафиксировать металлическое изделие на переключателе.
- Установить крышку на манетку.
- Отрегулировать перекидку.
При установке новых рубашек важно правильно оценить их длину. Трос не должен заламываться, не должно быть и лишнего «запаса». Лучший вариант – отрезать по снятой с велосипеда заводской рубашке. Если это невозможно, то руководствуйтесь простым правилом – наконечник оболочки должен соосно входить в прилив на раме. Отклонения от параллельности осей недопустимы – трос будет переломлен, в результате чего быстро износится, а плавность хода сойдет на нет.
Процедуру регулировки заднего переключателя , как и технологию настройки переднего переключателя мы подробно описывали. Повторять все шаги не обязательно, достаточно поработать с регулировочным барабаном, расположенным возле дерейлера или в манетке. Здесь важно помнить, что барабан не должен быть сильно выкручен, иначе пострадает четкость переключения передач.
Учитывая это, болт крепления троса возможно вновь придется отвернуть, чтобы натянуть его в пределах небольшого хода регулировочного барабана. Чтобы подтянуть тросик в заднем переключателе, достаточно немного нажать на рамку и закрутить болт без лишнего напряжения.
Трос переднего переключателя оборван. Что делать?
При несвоевременном обслуживании первой выходит из строя передняя трансмиссия. По усилию на манетке понятно, что это узел более высоконагруженный, нежели задний пакет скоростей. А значит пик вероятности обрыва наступает раньше, чем сзади.
Поскольку происходит это чаще вдали от дома, возникает закономерный вопрос: а можно ли продолжить движение. Отвечаем – можно! А при некоторой сноровке – даже без особых потерь в скорости передвижения.
Итак, при обрыве троса спереди, переключатель автоматом переходит на самую маленькую звезду. Так происходит, если винт Low (L) при монтаже перекидки был отрегулирован как следует. Иначе цепь слетает на раму. Впрочем, покрутив этот же винт, можно переместить рамку так, чтобы в ходу была вторая (средняя) звездочка. Это позволит двигаться в аварийном режиме заметно быстрее.
Что делать если не переключается скорость на велосипеде: способы решения проблемы
Ремонт и уход
Необходимо всегда поддерживать велосипед в исправном состоянии. Но несмотря ни на что, некоторые детали имеют свойство изнашиваться, что влечет за собой определенные проблемы. Например, не переключается скорость на велосипеде. В чем же кроется причина и как это исправить? В одних случаях проблему можно решить на месте, в иных ситуациях требуется заменять изношенную деталь.
Причины
Схема работы переключения скоростей подразумевает перекидывание цепи. После того как манетка была дернута, нужно прокрутить педаль, только после этого цепь перейдет на другую звезду. Посторонние звуки и щелчки при переключении могут говорить о том, что нужна настройка перекидки.
Почему может не переключаться скорость:
- износились цепь или кассета;
- изогнулся петух;
- люфт переключателя;
- наличие повреждений у тросиков и рубашек;
- не проведена регулировка переключателя либо предыдущая настройка сбилась;
- поврежден трос перекидки (он может растянуться, порваться или быть близким к тому, чтобы разорваться);
- коррозия деталей
- сломан переключатель;
- сломана пружина в переключателе;
- сточены зубцы роликов;
- цепь загрязнена, что мешает ей свободно перекидываться.
Поэтому при возникновении проблем с переключением, необходимо внимательно проверить каждую из возможных причин поломки. В большинстве случаев причина кроется в отсутствии регулировки или всему виной загрязнения. Детали могут изнашиваться только при долгосрочном и интенсивном использовании.
Исправление проблемы
Метод исправления возникшей проблемы будет определяться в зависимости от причины поломки.
Тросики и рубашки
Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются велосипедисты любители – износ тросиков. Для проверки состояния тросиков нужно найти участки без рубашки, после чего пощелкать манеткой. Это позволит увидеть внутреннюю часть троса, которая не должна иметь вылезающих нитей. Наличие подобных дефектов говорит о том, что трос пора менять.
Зачастую, если тросик без дефектов, его достаточно смазать маслом или WD-40
Еще одна важная деталь — алюминиевый колпачок. Это обязательная часть троса, которая защищает его от распушения. Если он поврежден, то его необходимо заменить.
Если велосипедист заметил, что трос изношен или уже порвался, то необходимо приобрести в специализированном магазине аналогичную деталь и произвести замену в соответствии с алгоритмом:
- Открутить болт, который удерживает трос.
- Открыть манетку.
- Извлечь трос из манетки и рубашки, последние необходимо также заменить, чтобы восстановить всю систему без неожиданных повреждений новых деталей.
- В рубашки необходимо добавить немного WD40. Достаточно одной капли. Это количество смазки позволит улучшить скольжение троса. Если же залить туда какую-либо жирную смесь, то это приведет к образованию большого количества грязи.
- Продеть новый трос в манетку и рубашки.
- Настроить переключатель.
- Удалить лишнюю часть троса.
- Конец необходимо закрепить наконечником, который также можно приобрести в специализированном магазине.
Совет! Не стоит приобретать тросики с тефлоновым покрытием, так как менее чем за год активного использования велосипеда он придет в негодность.
Если же передачи переключаются, но не всегда так как требует того велосипедист, то проблема может быть заключена в роликах перекидки или кассетах, где стерлись зубцы. Единственный выход из такой ситуации — покупка новой детали.
Цепь приходит в негодность примерно каждые 100 километров. Хоть и после такого расстояния цепью можно пользоваться, она уже не будет выполнять все поставленные задачи должным образом. Поэтому у велосипедистов нередко можно заметить несколько запасных цепей.
Использование новых цепей позволит кассете прослужить дольше, так как изношенная деталь не будет влиять на остальные части велосипеда. Для определения состояния цепи используется инструмент «калибра» или Штангенциркуль.
Важно! Цепь — это та деталь, которую невозможно починить, поэтому при износе необходимо просто приобрести новую.
Петух
Ровный петух — залог качественного переключения скоростей в вашем велосипеде. Если же он погнулся, то есть два варианта: выгнуть его или приобрести новый. В любом случае, пока эта деталь не станет ровной, нет смысла даже пытаться настроить передачи на велосипеде, так как затея окажется неудачной из-за повреждения системы.
Одно из самых ненужных приспособлений для велосипедистов – защита для петуха. Такую деталь можно без проблем найти в любом городе. Но если сработает защита и сама деталь останется целой, а рама из-за этого треснет, то купивший такое приспособление, потерпит большие затраты.
Настройка переключателей
Переключатели на велосипеде делятся на передние и задние. Больше всего при езде повреждаются именно задние, поэтому рекомендуется произвести их настройку в первую очередь. Сам процесс будет долгим, так как здесь больше звезд, чем в переднем переключателе.
Важно! К настройке скоростей на велосипеде необходимо переходить только после того, как все остальные детали были проверены на исправность.
Настройка заднего переключателя:
- Винт «H» необходимо закрутить так, чтобы он выровнялся с маленькой звездочкой.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы он был на линии с большой звездой.
- На манетке нужно задать высшую скорость.
- Трос натягивается и фиксируется.
- Если же после проведенных манипуляций высокие передачи включаются с помехами, то трос нужно ослабить. Если же ситуация обратная (передачи плохо скидываются), то трос нужно натянуть.
Основные действия по настройке совершены. Велосипедисту осталось только отрегулировать точность переключений. Процедура будет усложняться в зависимости от количества используемых звезд. Цепь устанавливается на звезды следующим образом: спереди — на самую маленькую, сзади — на самую большую. После этого подкручивается винт натяга до того момента, пока ролик не окажется максимально близко от кассеты. Он не должен тереться о кассету. Аналогичная процедура, проводится и с цепью, которая после устанавливается на самую большую переднюю и самую маленькую заднюю звезды.
Настройка переднего переключателя:
- Проверить правильность и прочность крепления.
- Сбросить натяжение на минимальной скорости.
- Винт «L» необходимо закрутить так, чтобы между корпусом и цепью создался зазор 1 мм.
- Закрепить трос при помощи болта.
- Повторить аналогичную процедуру с винтом «H», но тогда натяжение выставляется на максимальную скорость.
Настраивать скорости потребуется до тех пор, пока цепь не начнет плавно и свободно перестраиваться с одной скорости на другую. Если при изменении скорости начинаются проблемы (трудный ход, цепь слетает и так далее), то трос натягивается при помощи настроечного болта до нужного положения.
Рекомендации
Не стоит ездить не велосипеде на скоростях, при которых появляется сильный перекос, 1/8, 3/1 и так далее. Рекомендуемые скорости для звезд зависят от размера:
- маленькие — 1 до 4;
- средние — 3 до 7;
- большие — от 7.
Несовместимость передачи и звезды приведет к тому, что цепь будет заедать и прокручиваться, из-за чего деталь износится на порядок быстрее.
Итак, если велосипед вдруг стал плохо работать, и езда перестала приносить удовольствие, то не следует сразу отправляться в специализированный магазин. При осмотре часто определяется, что причина плохого переключения передач кроется в комплексе мелких проблем, которые устраняются в домашних условиях: грязь, люфт, сбившиеся настройки переключателей и так далее.