Как изготовить флейту своими руками
Перейти к содержимому

Как изготовить флейту своими руками

  • автор:

Как сделать флейту?

Как сделать флейту?

Научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте хотят многие. Чтобы сделать процесс более увлекательным, некоторые инструменты можно сделать самостоятельно. Одним из таких станет флейта.

Как делать из бумаги?

Из бумаги можно сделать огромное количество вещей: это и оригами, и полезные в хозяйстве поделки, и картины, и даже музыкальные инструменты. Приобщить к изготовлению флейты можно детей, ведь подобное занятие способствует развитию мелкой моторики. Итак, для того чтобы сделать бумажный инструмент, необходимы:

  • картон, желательно поплотнее (использовать тонкую бумагу не стоит, потому что флейта получится слишком мягкой);
  • линейка;
  • шило;
  • клей ПВА;
  • гуашевые или любые другие краски.

Создать флейту своими руками можно следующим образом.

  1. При помощи линейки на листе картона отмечается расположение отверстий будущей свирели. Расстояние между дырочками варьируется от 2,5 до 7,5 см. От этого зависит звук, извлекаемый музыкантом. Для бумажной флейты подойдёт минимальное расстояние, исключая отверстие для большого пальца. Между ним лучше оставить 4,5 см. Счёт ведётся снизу.
  2. Затем картон сворачивается в трубочку таким образом, чтобы отмеченные отверстия оставались на лицевой стороне. Изделие склеивается ПВА.
  3. Далее шилом проделываются дырочки, самая верхняя из которых должна быть немного больше в диаметре, чем остальные.
  4. Краски используются, чтобы придать инструменту красивый внешний вид.

Конечно, флейта из бумаги не будет звучать подобно настоящей, однако это отличный способ интересно и с пользой провести время с детьми.

Флейта из ПВХ-трубы

Изготовить свирель можно и из ПВХ-трубы. Для этого потребуется больше времени и труда, но звучание готовой флейты будет очень близким к оригиналу.

Инструменты и материалы

Понадобятся следующие предметы:

  • ПВХ-трубка (лучше, чтобы внутренний диаметр был не больше 2 см, а длина – 35-40 см);
  • колпачок из ПВХ (подходящий под диаметр инструмента);
  • карандаш;
  • нитка;
  • напильник;
  • пила;
  • станок;
  • тиски;
  • наждачка разных размеров;
  • грунт для пластика;
  • полиуретан-акриловые краски или изолента.

Технология изготовления

Теперь рассмотрим подробную инструкцию по изготовлению инструмента.

  1. Обычно водопроводные трубы имеют длину в 100 см. Поэтому сначала нужно отпилить лишнее, чтобы достичь оптимального размера.
  2. Чтобы отверстия будущей флейты не получились кривыми, от края до края трубы натягивается нить, закрепить которую можно изолентой.
  3. Люди, разбирающиеся в игре на флейте, могут использовать для разметки отверстий собственные схемы. Однако начинающим лучше воспользоваться чертежами, предложенными в интернете. Самая распространённая схема такова: диаметр первого отверстия сверху – 4 мм, диаметр следующих – 8-10 мм. Всего восемь дырочек. Первая снизу немного отклонена от центра в сторону левой или правой руки. Всё зависит от того, какая рука является ведущей. В первую сверху дырочку дует музыкант.
  4. Далее при помощи станка просверливаются отверстия. Чтобы не повредить деталь изнутри, можно положить внутрь палочку или деревянный брусок.
  5. После этого надо надеть на флейту колпачок со стороны отверстия для извлечения звука. Это нужно для создания давления.
  6. Теперь необходимо ошкурить неровности и шероховатости, чтобы играть на инструменте стало возможным. Для этого потребуется наждачка №4 и №1. Сначала нужно пройтись грубой шлифовкой, а затем уже убрать погрешности мелкой.
  7. Покраска – завершающий штрих. Для создания гладкой поверхности изделие грунтуется специальным покрытием для ПВХ. После высыхания наносятся полиуретан-акриловые краски. Можно сделать еще проще, обклеив получившийся инструмент разноцветной изолентой.

Процесс изготовления флейты из ПВХ-трубы довольно трудоёмкий. Зато на ней действительно можно научиться играть, а благодаря прочным материалам такое изделие прослужит не один год.

Другие варианты

Существуют и другие разнообразные варианты изготовления флейты в домашних условиях.

Из бамбука

Создание свирели из бамбука – дело сложное. Помимо инструментов, необходимы аккуратность и терпение. Ошибка может привести к провалу.

Потребуются следующие предметы:

  • стебель бамбука (можно приобрести высушенный бамбук или посушить его дома);
  • металлический стержень диаметром 12-15 мм;
  • газовая горелка (также можно развести костёр, если есть такая возможность);
  • ухватка или прочное полотно;
  • пила по металлу;
  • фломастер;
  • наждачка №2 или №1;
  • старое сверло с диаметром в 4-6 мм;
  • плоскогубцы;
  • мерная лента;
  • льняное масло и тряпка.

Технология изготовления выглядит следующим образом.

  1. Отрезать кусок бамбука длиной 40-50 см таким образом, чтобы с одного конца он был закрыт перегородкой.
  2. На расстоянии 20-25 мм от конца сделать отметину. Отступить 1,5 см. Сделать ещё отметины, отступая между ними 20-25 мм.
  3. Нагреть металлический прут докрасна, чтобы вычистить ненужные волокна. Нужно обязательно пользоваться ухваткой, иначе ожогов не избежать. После того как стержень раскалится, его вставляют с открытой стороны бамбука и давят, чтобы убрать лишние перегородки. Секцию в конце нужно оставить.
  4. Сверло нагревается. Отмеченные отверстия выкручиваются зажатым в плоскогубцах сверлом вручную. Если сверлить, то бамбук треснет.
  5. С помощью наждачки удаляются остатки после выжигания дырочек.
  6. Готовая флейта покрывается слоем льняного масла.

Из дерева

Дерево – превосходный материал для изготовления инструментов. Его особенностью является глубокое звучание. Смастерить из дерева можно продольную свирель. В отличие от поперечной, она имеет семь отверстий спереди и одно сзади. Также два нижних отверстия нередко делают раздвоенными. Для изготовления будут нужны два деревянных бруска. Параметры таковы: длина – 30 см, ширина – 2 см, высота – 1 см.

Для свирели подойдут кленовые, грушевые и эбеновые бруски.

Флейта сякухати из ПВХ

Аватар пользователя george_debug

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам, они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души. Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения (Komuso) меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ. «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Порывшись в инете, нашел много разных рекомендаций и калькуляторов для расчетов, но все они страдали неточностью, некоторые откровенно противоречили подобным себе.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы Komuso, кому я премного благодарен!

Среди рекомендуемых сайтов для посещения был сайтик http://www.Navaching.com автор которого уже провел довольно подробное исследование этих вопросов и делился своими наработками. Хоть сайт и англоязычный, но маломальское знание языка позволяет разобраться в приводимых там материалах. Рекомендую обратиться именно к ним за более широкими и подробными познаниями. А я хочу поделиться чистейшей практикой изготовления флейт из ПВХ по подобию и образу флейты Сякухати на основе этих материалов.

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Расчёты

В моем EXCEL калькуляторе можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ.

Длина флейты

Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты.

Для вычисления длинны флейты под нужную тональность необходимо знать частоту базовой ноты. Частоту базовой ноты можно определить по таблице «ноты-частоты». Например. Нам нужна флейта в тональности D(Рэ), в таблице находим частоту этой ноты 293.67 Гц.

Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR.

Калькулятор точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй!

Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы!

Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать.

От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии).

Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.

ВНИМАНИЕ. Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.

Утагучи

В калькуляторе вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол.

Изготовление

Итак, с расчетами покончено, все необходимые размеры есть, приступаем.

1. Отрезаем аккуратно кусок трубы нужной длинны, плюс 1мм для компенсации после обработки кромок (если труба резалась ножовкой). Выравниваем кромки грубым напильником, затем наждачной бумагой малой зернистости доводим заготовку до базовой длинны.

2. Проводим карандашом две противоположные осевые линии вдоль ствола будущей флейты для разметки отверстий. Отмеряем местоположение отверстий от вершины (будущего утагучи).

Настоятельно рекомендую, при изготовлении флейты, соблюдение всех размеров и длин с точностью не менее 0,5мм.

3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску.

4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть.

5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления.

6. В декоративных целях флейту можно украсить обвязкой.

Некоторые образцы флейт

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; Образчик звука
2. Флейта «2.3» тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; Образчик звука
3. Флейта «2.2» тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; Образчик звука
4. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Флейта «2.9» тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры.

P.S.

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит. 😉 Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте.

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта «1.8» тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта «2.0» тональности С(До) со стандартным строем Минье. Образчик звука

Изготовление флейты своими руками

Знак изготовителя

Что понадобится

— ножовка;
— наждачная бумага: крупная, средняя и нулевка;
— металлический стержень для прожигания и орудования в канале;
— круглый напильник и полукруглый надфиль;
— нож для чистки отверстий после прожига;
— дрель, в которую вставляется стержень с намотанной шкуркой для чистки канала;
— полимерная нить для перевязки;
— компьютер или тюнер для настройки.

Выбор бамбука

Тут возможны два варианта — купить настоящий хороший бамбук или взять часть от бамбуковой удочки (то, что часто это не совсем бамбук, а очень даже листоколосник — неважно). Купить бамбук можно в строительных фирмах, продающих его для оформления интерьеров. Удочка — возможный, но не лучший вариант, так как обычно для них берется бамбук небольшого диаметра с множеством перемычек, которые надо будет убирать и шлифовать внутри. С другой стороны, на моей памяти удочки не давали трещин, в отличие от плохо просушенного бамбука строительных фирм. Впрочем, исключения случаются и в удочках, и в строительных фирмах, и выбирать надо внимательно.

Измерения:
1. Внешний диаметр 23-33 мм. Чем равномернее толщина по всей бамбучине — тем лучше.
2. Толщина стенок: 2-4 мм.

Хорошо бы не было трещин.

Обычно бамбук продается длинными стеблями, но в строительных фирмах можно попросить, чтобы отпилили, сколько нужно, или отпилить самому. Я обычно беру полутора- двухметровые бамбучины, из которых может выйти 2-3 флейты. Но чем короче — тем удобнее нести домой.

Чем бамбук ровнее, тем лучше.

Бамбук состоит из сегментов. Каждый сегмент может образовывать свой конус, диаметр которого внутри на одном конце сегмента будет шире, а на другом — уже, а следующий сегмент снова будет конусом. Это неподходящая конструкция. Из неё всё же можно сделать флейту, но она будет однооктавной, поскольку вторая октава не будет строить. Внутренний канал флейты должен быть цилиндром либо конусом, причем сужающимся к выходу, не наоборот.

От этого зависит, какой тип амбушюра будет у флейты. Например, на сяо перегородка у рассекателя воздуха традиционно оставляется, а у сякухати и кены — нет. У поперечных флейт перегородку перед отверстием амбушюра можно оставлять, а можно закрывать пробкой.

Отношение внутреннего диаметра флейты к длине должно укладываться в 1:25 — 1:30.

Если куплена треснувшая бамбучина, или если она треснула по дороге, то вначале надо ее перевязать. Потом можно отпиливать нужную длину флейты.

Проверка канала. Видно, что перегородка сточена плохо.

Сегменты бамбука разделены внутренними перегородками, которые надо убирать. Их можно прожечь, а можно выбить.

Некоторые говорят, надо опустить раскаленный шарик от подшипника внутрь флейты, и он прожжет перегородку. По мне, это неудобно, так как нужно искать подшипник нужного размера — чтобы он хорошо подходил к диаметру, ведь если брать подшипник меньшего диаметра — это оставлять края у перегородок, а оставлять края значит ухудшать звук.

Я пользуюсь длинным железным 8-мм прутом и для выжигания, и для выбивания перегородок, и для прожигания игровых отверстий, и для стачивания перегородок намотанной на него шкуркой. Универсальная железка такая. Накалять прут можно на газовой плите или газовой горелке. Выбить перегородки — быстрее и проще, чем выжигать их, а их остатки можно отшлифовать длинным напильником или шкуркой, намотанной на тот же прут. Тем более что шлифовать внутри все равно надо — тонкая пленка на внутренних стенках при выбивании сдирается, отслаивается и портит звук. Например, слегка зудит. Остатки перегородок надо убирать крупной шкуркой, а шлифовать стенки — мелкой. Потом надо пройтись внутри мокрой тряпочкой, также намотанной на прут.

Амбушюры разных флейт

Острый край амбушюра позволит звучать полному диапазону волн от низких до высоких, поэтому чем острее звукопроизводящий край, тем лучше. От того, где он будет находиться и какой он будет формы, будет зависеть характер звука и, в некоторой степени, национальная принадлежность флейты.

Очень хорошо, если у вас есть образец, с которого можно скопировать амбушюр. По фотографиям и описаниям сделать труднее.

У разных флейт он делается по-разному. У сякухати, например, просто отпиливается кусочек под углом, шлифуется, и готово. Правда, на хороших сякухати делаются вставки в амбушюр из твердых пород дерева для лучшей сохранности звукопроизводящего края. Но звучать флейта будет и без нее, а технологически это сложнее, чем спилить уголок. У сяо вытачивать амбушюр надо полукруглым надфилем, долгое и нудное занятие. У кены довольно просто — круглым напильником снаружи и изнутри, чтобы получилась аккуратная выемка в крае, причем можно делать полукруглую выемку, можно квадратную, а можно углом. А у бансури совсем легко — надо просто прожечь отверстие. Другое дело, что прожечь его надо точно в нужном месте.

Амбушюр сякухати
Уголок бамбука аккуратно спиливается ножовкой под углом около 30 градусов так, чтобы углубление звукопроизводящего края внутрь флейты было около 3-5мм, и затем тщательно шлифуется сначала шкуркой покрупнее, потом нулевкой. После этого можно пропитать срез воском с помощью утюга и бумаги, тогда тот станет совсем гладким.

Амбушюр бансури
Отверстие прожигается так, чтобы его левый край отстоял от стенки перегородки или пробки на расстоянии от 1 до примерно 7 мм, иначе при передуве флейта не будет строить. Расстояние зависит от строения канала. Отверстие не должно быть маленьким, оно должно быть побольше, чем тоновые отверстия. На это, конечно, влияет диаметр флейты, но надо помнить, что в большое удобнее дуть. Лучше делать отверстие овальным. Угол рассекателя получается 90 градусов.

Амбушюр сяо
В крае прожигается или просверливается небольшое, достаточное для полукруглого надфиля косое отверстие. Потом аккуратно растачивается под углом 45 градусов, причем не так, как у сякухати, а наоборот. То есть, у сякухати косо с верхней стороны амбушюра и прямо с нижней, а у сяо косо снизу и прямо сверху. У сяо традиционно оставляется перегородка у амбушюра. Она достаточно тонкая, около 1-2мм толщиной, поэтому стачивается легко, в отличие от самой стенки бамбука. За этим нужно следить и не переборщить. Линия рассекателя выглядит как половинка круга.

Амбушюр кены
Берется круглый напильник (можно взять треугольный напильник или плоский надфиль — в зависимости от того, какой формы будет амбушюр) и в стенке флейты вытачивается «арка», причем и сверху, и снизу. Угол рассекателя получается около 30-40 градусов, снизу угол относительно стенок флейты намного меньше, более пологий, чем сверху, поэтому снизу заточка проходит дальше внутрь флейты.

Кроме игровых бывают и настроечные, но об этом потом. Чаще всего флейты имеют мажорный строй. Это значит, что при последовательном открытии отверстий звук изменяется следующим образом: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон, например до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до — эта известная всем фраза является мажорным звукорядом.

Формула мажорной флейты

Чтобы сделать мажорную флейту, следует придерживаться формулы 17-10-5-10-8-7. Эти цифры — расстояние между центрами отверстий в процентах от длины флейты при условии, что их шесть. Это применимо и к продольной флейте, и к поперечной. На продольной последнее шестое отверстие (ближнее к амбушюру) удобнее делать снизу флейты — под большой палец; на поперечной сверху.

В принципе, отверстия можно вырезать ножом, только нож должен быть очень острым, а рука осторожной. Я предпочитаю прожигать. Тем более, что флейта приобретает потрясающий аромат, который держится несколько месяцев.

Ориентировочно диаметр отверстия равен 1/3 внутреннего диаметра флейты. Моим восьмимиллиметровым прутом получаются очень хорошие дырки, которые почти не надо править, а иногда прожигаешь так, что отверстие сразу точно строит.

Тоновые отверстия можно делать не круглыми, а чуть овальными,вытянутыми вдоль длины флейты — для удобной игры на полутонах при их частичном открытии. Это относится к маленьким флейтам, на которых играют подушечками пальцев,а не фалангами, как на больших. Третье отверстие должно быть диаметром примерно в полтора раза меньше остальных, поскольку оно полутоновое. Диаметр остальных будет зависеть не только от диаметра флейты, а еще и от того, насколько точно выдерживается формула и как хорошо она сочетается с внутренним строением канала. К примеру, если первое выжженное отверстие немного не дотягивает до тона, его надо сделать побольше с помощью напильника или ножа.

А вот наоборот не получится, хотя здесь есть уловка — залить края белым клеем. Когда клей схватывается, он становится прозрачным и не портит внешний вид, если его немного. Но если не уверен, то лучше вначале прожечь отверстие меньшего диаметра, а дальше увеличивать диаметр растачиванием при необходимости.

На больших флейтах нужны железяки большего диаметра. Для этого могут подойти сверла. Но не для того, чтобы сверлить отверстия, от этого флейта может треснуть, а для того, чтобы обратной раскаленной стороной их прожигать. На маленьких флейтах, соответственно, меньшего. Тогда для прожига нужен либо очень толстый гвоздь, либо не очень толстое зубило.

Каждое вновь сделанное отверстие необходимо проверять на частоту, и даже когда ещё нет отверстий, а только амбушюр — тоже надо проверять, ведь это ключ флейты, основная её нота. Причем угол амбушюра относительно губ при проверке должен быть самым удобным, то есть таким, что будет использоваться чаще всего, потому что угол наклона флейты можно изменять для плавания вокруг нот, для игры на полутонах.

Если на компьютере нет микрофона, то проверить настройку можно так: на несколько секунд на компьютере запустить звук нужной частоты, предварительно сгенерированный к примеру в Sound Forge, и одновременно подудеть. При неточной настройке из-за разницы в несколько герц появляются характерные переливы, которые называются биениями. Если звук ниже, чем нужно, то можно аккуратно увеличить отверстие, дожечь. А если выше — плохо. Придётся заливать отверстие клеем, пытаясь добиться уменьшения её диаметра.

Проверять частоту нужно и на второй октаве, с передувом. Если на одной и той же позиции пальцев первая октава даёт чистую ноту, а вторая октава высит или низит, значит либо канал внутри состоит из нескольких конусов, либо недоточены перегородки, либо неправильно установлена пробка. Чтобы выровнять октавы, надо во-первых постараться сделать канал ровным, во-вторых подогнать положение пробки относительно лабиума, то есть отверстия для вдувания, и в-третьих, если это помогло плохо, можно применить косую расточку игровых отверстий.

Косая расточка в сторону амбушюра применяется, когда вторая октава низит. Косая расточка в сторону конца флейты применяется, когда вторая октава высит. В первом случае подтягивается вторая октава, во втором повышается первая, и тут надо очень аккуратно работать, чтобы не слетел ключ флейты.

После того, как все готово, необходимо предотвратить возможное растрескивание флейты — перевязать ее. Потребуется полимерная нить толщиной 0,3-0,7 мм. Рекомендуется одеть перчатки, так как давление сильно натянутой нити на кожу довольно велико. Следы остаются на день-два.

Схема безузловой перевязки флейты

Белую полимерную нить можно варить в чае. Особенно хорошо подходят пакетированные — они красят лучше всего, и не надо потом убирать чаинки с нити. Варить от 5 минут до получаса, чем дольше — тем темнее нить. В результате получается золотистый оттенок, который отлично смотрится на любом бамбуке.

Чтобы сделать эстетично, можно предварительно выточить круговые канавки в поверхности флейты глубиной, равной толщине нити. Получится так, что рука не будет цепляться за обмотку флейты при движении по бамбуку.

Так выглядит утопленная в проточенном канале перевязка

Для надёжного сдерживания бамбука от растрескивания будет достаточно 15-20 витков. Меньшее количество будет хуже держать, а больше просто не нужно. Хотя у бансури традиционно на концах флейты делают широкие перевязки.

Полимерная нить тянется. Поэтому чтобы витки не отходили друг от друга в готовой обмотке, сначала следует её сильно растянуть. С катушки отматывается метр нити и максимально растягивается. После этого можно перевязывать.

Спасибо, ваш заказ уже у меня на почте. Свяжусь с вами в ближайшее время для уточнения деталей.

Флейта пимак своими руками ⁠ ⁠

Данный мастер-класс посвящён изготовлению замечательного музыкального инструмента — флейты. И сделаем мы не просто флейту, а флейту любви! По-простому, пимак. Этот инструмент имеет замечательный мягкий звук и приятный тембр, который никого не оставит равнодушным.

Чтобы данную флейту смогло сделать как можно больше людей (а ещё лучше — все, кто просмотрел данный мастер-класс), в работе мы не будем использовать ничего экзотического. Это касается как материалов, так и инструментов. Постараюсь всё изложить в краткой и доступной форме. Итак, начнём 🙂

Для работы нам понадобится:

Инструменты:

Выше приведён краткий список основных инструментов. О всех остальных буду говорить по ходу дела, они обычно есть у всех наверняка.

Из чего мы делать? Будем делать из такого экзотического материала, как бамбук. Использовать именно этот материал советую по простой причине: с ним проще всего работать, и нет необходимости тратить времени на формирование канала. Об этом следующий абзац.

Лирическое отступление. Традиционно пимак изготавливается следующим образом: берётся какая-либо палка, распиливается или раскалывается пополам. В каждой половине стамеской формируется желоб. Затем половины склеиваются и из полученной деревянной «трубки» изготавливается флейта.

Мы же пропустим все эти трудоёмкие и времязатратные стадии и будем использовать готовую «трубку», какой и является бамбук.

Купить бамбук можно в садовом магазине. Обычно в таких магазинах продаются бамбуковые опоры в кокосовой стружке. Стружка нам не нужна, выбрасываем. Бамбук оставляем. И используем не по назначению. А вообще, в оборот можно пустить пару бамбуковых удочек, если таковы имеются.

Итак, берём бамбук.

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Устройство пимака таково, что вдуваемый человеком воздух идёт не напрямую на срез свистка, а через предварительную камеру. Подробно не рассказываю, обо всём этом поймёте в процессе изготовления. В крайнем случае можно почитать в интернете.

Начнём мы с формирования свистка. Для этого необходимо немного сточить напильником колено бамбука (именно над коленом, а не где попало). Стачиваем заштрихованную область.

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Затем размечаем будущие свистковое и вдувное окошки. Линейкой и карандашом. По крайней мере, нормальные люди берут их. Я беру калькулятор и карандаш.

Окошки по форме близки к квадрату, хотя длина (параллельна колену) чуть больше, и составляет примерно четверть диаметра флейты. Размеры свисткового окошка играют важную роль, размеры и форма вдувного (через которое будет идти воздух) не так важны, это окошко может быть хоть круглым или треугольным. На фото свистковое снизу, вдувное сверху.

Важный момент! Разметить нужно так, чтобы внутренняя перегородка бамбука была строго между окошками. Причём как можно ближе к свистковому окошку. И не надо рассчитывать по внешнему колену. Снаружи колено может быть в одном месте, а перегородка внутри немного смещена на 2-3 мм. А это для нас важно.

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

И доводим всё до ума

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Теперь отвлечёмся ненадолго от свистка и обратим внимание на тело флейты. Пока что мы имеем? Неготовый свисток на бамбуке. И всё. При этом наша флейта пока даже трубкой не является (мешает внутренняя перегородка под другим коленом). Поэтому нужно решить эту проблему.

Для этого требуется отпилить флейту либо до колена, чтобы его вообще не было. Либо отпилить после колена (а может и оставить всё как есть) и убрать внутренню перегородку. Выбор зависит от планируемой тональности (чем она ниже, тем флейта длиннее) и от физики флейты. Подробно про физику не будем. Главное, запомнить правило: размер флейты от свистка до конца должен насчитывать от 17 до 20 внутренних диаметров. Ни больше, ни меньше.

Лобзиком отпиливаем флейту как нам нужно и закругляем надфилем края, если они неровные.

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Далее, в данном случае из обрезков бамбука (хотя можно взять что угодно, главное, чтобы это «что-то» было плоским с одной стороны) мы делаем блок. В самом простом варианте это ровная прямоугольная дощечка, которая должна полностью покрывать наш «прямоугольный желоб». А вообще в качестве блока профессионалы порой используют различные резные фигуры и прочие красоты из дерева.

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Берём что-нибудь очень горячее (например гвоздь). Берём не руками, а плоскогубцами (хотя если вместо гвоздя что-то длинное, можно и руками) и жгём дырки. Жжём, жжём. В общем, шесть раз жжём.

Получаем уже нечто, очень похожее на флейту

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Далее берём тюнер, полукруглый надфиль. Взяли? И теперь долго и упорно растачиваем отверстия, чтобы звук попадал в ноту. Строй пимака — минорная пентатоника. Музыканты-теоретики знают, что это такое. Я нет, поэтому просто использую шпаргалку, какие должны быть ноты.

Важно! Для любителей сэкономить время. Ни в коем случае не используйте свёрла и дрель. По крайней мере обычные. Флейта треснет, пока вы будете делать первое отверстие. Если уж не хотите тратить час своего времени на расточку отверстий, используйте бормашинку и насадки к ней. Либо микродрель-гравер, используемый для гравировки. У гравера высокие обороты, это не позволит флейте треснуть.

Ну, наконец мы сделали игровые отверстия нужного диаметра, используя все известные и неизвестные методы проделывания дырок отверстий. Получилось вот так.

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Осталось дело за малым — украсить и пропитать. Украшаю капроновыми нитями тёмно-синего и красного цветов и пропитываю внутренний канал льняным маслом. Флейта готова!)

Флейта пимак своими руками Пимак, Длиннопост, Флейта, Своими руками

Всем спасибо за просмотр!) Надеюсь, пост получился познавательным и полезным! Если будут какие-то вопросы, пишите ВК https://vk.com/pavelsnezhnyi

Заливаю буквально чайную ложку, и шомполом с тряпочкой промазываю. Снаружи просто иногда промазываю, затем насухо вытираю

Павел, расскажите, как сделать такой же ножичек! Дома ужасно не хватает такого маленького скальпеля, чтоб было не жалко

Однажды я встретился с этим инструментом и с тех пор Пимак стал моим хобби. Я каждый день играю на нем и совершенствую свои навыки.

Более того, я освоил ремесло изготовления пимака, через физический труд познал все тонкости и ньюансы, все пропорции и балансы инструмента.

С тех пор я изготавливаю флейты и у меня собирается целая коллекция флейт. Труд доставляет мне огромное удовольствие, а каждая новая ветка дерева, для меня новый вызов.

Какие-то из своих флейт я дарю друзьям, какие-то выставляю в своем интернет магазине.

Здесь мои флейты находят своих обладателей, а вознаграждение за свой труд я откладываю на будующее.

Я вот тут немного не понял. У бамбуковой палки две перегородки. А вторую то нужно убирать? Данный момент тут никак не показан

Двойная флейта любви⁠ ⁠

Привет, продолжаю флейтостроение

На этот раз сделал двойной пимак по заказу в настройке F#4 440 герц

Флейта настраивается в минорную пентатонику, напомню что сделана она из пвх трубы и деталей напечатанных на 3д принтере из переработанных мною бутылок.

Двойная флейта любви 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Рукоделие без процесса, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Двойная флейта любви 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Рукоделие без процесса, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Двойная флейта любви 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Рукоделие без процесса, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Двойная флейта любви 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Рукоделие без процесса, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Двойная флейта любви 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Рукоделие без процесса, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Двойная флейта любви 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Рукоделие без процесса, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Двойной Пимак E4 432Гц⁠ ⁠

Ещё одна флейта из переработанных пивных бутылок на 3д принтере и пвх трубы.

Двойной Пимак E4 432Гц Своими руками, Пимак, Флейта, Трубы ПВХ, Переработка мусора, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Двойной Пимак E4 432Гц Своими руками, Пимак, Флейта, Трубы ПВХ, Переработка мусора, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Двойной Пимак E4 432Гц Своими руками, Пимак, Флейта, Трубы ПВХ, Переработка мусора, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Двойной Пимак E4 432Гц Своими руками, Пимак, Флейта, Трубы ПВХ, Переработка мусора, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Двойной Пимак E4 432Гц Своими руками, Пимак, Флейта, Трубы ПВХ, Переработка мусора, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Двойной Пимак E4 432Гц Своими руками, Пимак, Флейта, Трубы ПВХ, Переработка мусора, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Флейта любви Двойной Пимак D#4⁠ ⁠

Двойная флейта североамериканских индейцев из ПВХ трубы и бутылочного пластика на 3д принтере, полностью моя разработка, детали смоделированы и распечатаны на 3д принтере.

В качестве материала идет пластик из пивных бутылок вот мой пост как я их перерабатываю Я освоил 3D печать бутылками #2, процесс переработки бутылок в филамент

Труба покрашена под дерево

Настроена в ноту Ре диез D#4 в строе 432 Герца, настройка минорная пентатоника

На видео просто саунд чек , возможности звукоизвлечения, особо не играю, болею, температура, мало сил.

Решил запоститься в это сообщество, а то в 3д принтерном сообществе как то глухо реагируют, если это найдёт отклик то запилю пост процесса создания.

Флейта любви Двойной Пимак D#4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Флейта, Пимак, Рукоделие без процесса, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви Двойной Пимак D#4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Флейта, Пимак, Рукоделие без процесса, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви Двойной Пимак D#4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Флейта, Пимак, Рукоделие без процесса, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви Двойной Пимак D#4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Флейта, Пимак, Рукоделие без процесса, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви Двойной Пимак D#4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Флейта, Пимак, Рукоделие без процесса, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Тройная флейта Североамериканских индейцев⁠ ⁠

Продолжаю флейтостроение, на этот раз сделал тройную флейту любви или Пимак она же флейта Североамериканских Индейцев.

Материалы, ПВХ труба, детали напечатанные на 3д принтере из переработанных мною пивных бутылок

Настройка минорная пентатоника, в ноту МИ, E4

Тройная флейта Североамериканских индейцев 3D печать, Своими руками, 3D принтер, Поделки, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Тройная флейта Североамериканских индейцев 3D печать, Своими руками, 3D принтер, Поделки, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Тройная флейта Североамериканских индейцев 3D печать, Своими руками, 3D принтер, Поделки, Флейта, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие без процесса

Двойной Пимак E4⁠ ⁠

Продолжаю строить самодельные флейты из ПВХ трубы и бутылочного пластика

Недавно закончил разработку и сделал первый заказ, хотя правки и модернизация продолжаются, звук и так уже не плохой но всегда есть куда лучше!

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

На этот раз флейта в тональности МИ E4, минорная пентатоника, хорошо сочетается со стандартным строем гитары EADGBE

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Заказ был на индивидуальный рисунок на блоке свистка, такой:)

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Значительно перемоделировал свисток и сам блок, но это обширная информация которой пока касаться не буду.

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Достиг уровня идеальной покраски, выглядит как дерево.

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Достиг уровня идеальной покраски, выглядит как дерево, кто видит спрашивает из какого дерева сделана, удивляются когда оказывается что пластик:)

Двойной Пимак E4 3D принтер, 3D печать, Своими руками, Пимак, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост, Рукоделие с процессом

Пимак это одна из самых простых флейт в освоении, научиться можно играть за 10 минут, она настроена в пентатонику, это гармоничный набор из 5 нот которые как не играй всë равно будет стройная музыка, но это начальный уровень, нот можно брать больше!

Флейта любви или Двойной Пимак из бутылок и ПВХ трубы⁠ ⁠

Флейта любви или Двойной Пимак из бутылок и ПВХ трубы Своими руками, 3D печать, 3D принтер, 3D моделирование, Переработка мусора, Трубы ПВХ, Пимак, Флейта, Музыка, Музыкальные инструменты, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Забацал сдвоенную флейту Пимак из подручных материалов

-Жёсткая ПВХ труба 32 мм

-Детали смоделировал и распечатал из бутылочного пластика на 3D принтере (Как я перерабатываю бутылки ест пост Я освоил 3D печать бутылками #2, процесс переработки бутылок в филамент

-Покраска и стилизация под дерево

Настроен в ноту Ре Диез-D#4, в строе 432 герца, Минорная пентатоника

Одна труба игровая, а вторая так называемый бурдон с постоянным тоном

Фотки плюс видос,

Если этот пост наберет много плюсов то запилю продолжение с подробным процессом создания сие инструмента:)

Всем хорошего дня!

Флейта любви или Двойной Пимак из бутылок и ПВХ трубы Своими руками, 3D печать, 3D принтер, 3D моделирование, Переработка мусора, Трубы ПВХ, Пимак, Флейта, Музыка, Музыкальные инструменты, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви или Двойной Пимак из бутылок и ПВХ трубы Своими руками, 3D печать, 3D принтер, 3D моделирование, Переработка мусора, Трубы ПВХ, Пимак, Флейта, Музыка, Музыкальные инструменты, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви или Двойной Пимак из бутылок и ПВХ трубы Своими руками, 3D печать, 3D принтер, 3D моделирование, Переработка мусора, Трубы ПВХ, Пимак, Флейта, Музыка, Музыкальные инструменты, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

Флейта любви или Двойной Пимак из бутылок и ПВХ трубы Своими руками, 3D печать, 3D принтер, 3D моделирование, Переработка мусора, Трубы ПВХ, Пимак, Флейта, Музыка, Музыкальные инструменты, Видео, Вертикальное видео, Длиннопост

И бонусный видос, в помещении с хорошей акустикой и хорошим микрофоном, другая флейта в ноту ФА

Как сделать простую свирель⁠ ⁠

Давненько я тут не появлялся. Многие спрашивали про процесс изготовления флейт. Вот как раз сегодня я о нем немного расскажу. Сразу оговорюсь — тонкостей настройки здесь не будет. Я покажу как сделать самый простой вариант. Настройки флейты в обеих октавах довольно кропотливый процесс. Описывать его в небольшом DIY гайде нет смысла.

Итак, начнем. Сначала нам потребуется заготовка. В данном случае мне заказали флейту из бука. Скажу честно — бук я не очень люблю. Больше подходит клен, почти все виды фруктовых деревьев, граб, и конечно король деревянных духовых — самшит (но больно уж он дорогой для самоделки)))

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Пилим заготовку длиной 300 мм и 30х30 мм в поперечном сечении. Для флейты в тональности Ре второй октавы — это оптимально на мой взгляд.

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Для сверления я использую переточенные под другой угол сверла по металлу.

Такие сверла (сверла Левиса):

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

не люблю, потому что слишком они агрессивно вгрызаются в дерево, сложно контролировать процесс сверления.

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Для того, что просверлить более-менее ровно лучше использовать направляющий бросок длиной 10 см, который просверливаете на сверлильном станке. Если такового нет, то просто на глаз стараемся держать сверло ровно. Я перепробовал много разных способов — чаще всего ровное отверстие — это результат везения. На большой длине сверло уводит.

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

В данном случае мне хватило запаса по толщине. Вы не поверите, но отклонение сверла от центральной оси в самом начале составило всего 34 минуты (кто не понял, это чуть больше половины градуса). Уловить такую разницу на глаз почти невозможно, поэтому берите заготовку потолще.

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Для токарной обработки потребуется выточить сначала заглушки. Иногда их советуют делать коническими. Тут кроется большущий косяк. Конические заглушки приведут к растрескиванию заготовок. Поэтому делаем цилиндрические. Диаметр должен быть равен внутреннему диаметру канала. Если получилось чуть меньше — не страшно, вас выручить немного малярного скотча))))Волшебная вещь, почти как синяя изолента)))

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Получилась деревянная трубка.

Следом идет самый сложный этап — превращение этой трубки в флейту.
Первым делом необходимо вырезать свисток. Сначала прорезаем окно лабиума. В данном случае оно должны быть 4х8 или 4х9. Сильно длинным делать его не стоит (2 октава инструмента будет с большой погрешностью, если вообще получится).Однако и меньше не стоит (первую октаву, особенно самые низкие ноты будет очень сложно взять).

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Я рекомендую сначала прорезать не на всю длину (т.е. не на 4 мм, а на 2-3), когда будете формировать острие лабиума, окно увеличится само собой. После прорезания окна, вырезаем стамеской канал , в который будем дуть. И только после этого канала делаем острие лабиума.
Для пыжа я беру лиственницу. За несколько лет использования она показала себя очень хорошо — она не деформируется под длительным воздействием дыхания, что нам и требуется. Часто еще берут кедр, но я его не использовал, поэтому не знаю, как он себя ведет.

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Для пыжа берем заготовку 13х13 мм и отрезаем от нее кусок длиной 20 мм. После этого придаем ей форму цилиндра. Можно сразу обточить на токарном станке, можно вручную, стамеской. На пыже формируется полочка, которая должна быть с наклоном в сторону губ исполнителя. В районе окна лабиума канал должен быть не более 2 мм, а лучше меньше. При этому острие лабиума должно быть выше пыжа где-то на 0,1-0,2 мм.
После того, как получили базовую ноту, в нашем случае Ре второй октавы (D5), использую наш расчет:

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

сверлим игровые отверстия. Отверстия сверлятся последовательно, после каждого проверяется по тюннеру, если есть отклонения (проверяются обе октавы), то инструмент настраивается.

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Возможны 2 варианта:
1. Если нота звучит ниже, чем надо. В таком случае берем надфиль (если погрешность небольшая) или бормашинку (если погрешность значительная) и делаем игровое отверстие овальным, обрабатывая его со стороны ближе к лабиуму. Делаем это до тех пор, пока не получим приемлемого качества (об это ниже).

2. Если нот звучит выше, чем надо. В таком случае делаем новую флейту:))) А если серьезно, то если погрешность незначительна, то это можно исправить с помощью пчелиного воска, нанеся немного на сторону отверстия ближе закрытому концу флейты (лабиуму). При этом надфилем слегка растачиваем противоположную сторону отверстия. Если же погрешность велика, то исправить это невозможно. Как вариант вырезать из того же дерева пробку, заткнуть отверстие и просверлить новое, немного сместив его к открытому краю.
Теперь о качестве. Для недорогих флейт я считаю приемлемым качество звучания с погрешностью 10-15 центов. Почему именно такое, да потому что эту погрешность можно нивелировать исполнительским мастерством. Главный момент заключается в том, чтобы погрешность была одинаковой для всех нот, тогда инструмент будет звучать гармонично. Большая погрешность недопустима. Инструменты, которые в обеих октавах настраиваются с идеальной или близкой к идеальной точностью стоят обычно существенно дороже, т.к. требуют времени для настройки.
Теперь о финишной обработке

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Канал ствола обрабатывается льняной олифой. Я рекомендую новую деревянную флейту периодически обрабатывать льняной олифой (только натуральной) в течение первого месяца. После уже необязательно.
Снаружи я обрабатываю спиртовым раствором смолы (смола может быть любая). А после полирую с восковой полиролью (готовлю сам из пчелиного воска и льняного масла).
Вот что в итоге у нас получилось

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

Как сделать простую свирель Своими руками, Флейта, Рукоделие с процессом, Видео, Длиннопост, Пост 1 апреля 2019 г

И еще один вопрос, который частенько задают — как я дезинфицирую флейты перед отправкой заказчику. Все просто — спирт наше все:)))
В завершении прикладываю обе части видео, где я постарался показать поподробнее. Если остались вопросы — пишите в комментах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *